Территориальные индексы

Территориальные индексы – это разновидность относительных величин пространственного сравнения (наглядности), когда сопоставляются сложные показатели, относящиеся к одному и тому же периоду времени, но к разным территориям (городам, районам, регионам). На основе территориальных индексов выполняются международные сопоставления.

Построение территориальных индексов цен и физического объема товарооборота рассмотрим на примере для двух сравниваемых городов "А" и "Б".

Индексы физического объема продукции вычисляются по формуле:

 

или ,

где – количество проданной продукции каждого вида в городе "А";

– количество проданной продукции каждого вида в городе "Б";

– средняя цена продукции каждого вида.

Средняя цена продукции каждого вида вычисляется делением стоимости продукции данного вида по городу А и Б на количество продукции по двум городам вместе.

 

.

 

При построении территориальных индексов цен возможны три варианта расчета.

Первый основывается на количестве реализованной продукции той территории, которая сопоставляется с ценами другой территории.

 

или

 

Второй вариант заключается в том, что в качестве веса берется суммарный итог реализации по двум сравниваемым территориям.

 

или .

 

И, наконец, третий вариант заключается в том, что берется в виде веса количество реализованной продукции той территории, с которой производится сравнение.

 

или .

 

В практике прежде всего предпочтение отдается первому варианту построения территориального индекса цен, хотя для исключения фактора структуры продажи целесообразнее применять второй вариант расчета.