Территориальные индексы
Территориальные индексы – это разновидность относительных величин пространственного сравнения (наглядности), когда сопоставляются сложные показатели, относящиеся к одному и тому же периоду времени, но к разным территориям (городам, районам, регионам). На основе территориальных индексов выполняются международные сопоставления.
Построение территориальных индексов цен и физического объема товарооборота рассмотрим на примере для двух сравниваемых городов "А" и "Б".
Индексы физического объема продукции вычисляются по формуле:
или
,
где – количество проданной продукции каждого вида в городе "А";
– количество проданной продукции каждого вида в городе "Б";
– средняя цена продукции каждого вида.
Средняя цена продукции каждого вида вычисляется делением стоимости продукции данного вида по городу А и Б на количество продукции по двум городам вместе.
.
При построении территориальных индексов цен возможны три варианта расчета.
Первый основывается на количестве реализованной продукции той территории, которая сопоставляется с ценами другой территории.
или
Второй вариант заключается в том, что в качестве веса берется суммарный итог реализации по двум сравниваемым территориям.
или
.
И, наконец, третий вариант заключается в том, что берется в виде веса количество реализованной продукции той территории, с которой производится сравнение.
или
.
В практике прежде всего предпочтение отдается первому варианту построения территориального индекса цен, хотя для исключения фактора структуры продажи целесообразнее применять второй вариант расчета.