Структура и статус теории организации.

Организационное проектирование как технология изучения организации.

Проектирование включает приемы организационного аудита и диагностики, прогнозирования и конструирования различных состояний организационной системы, планирование деятельности по реализации поставленных целей. Задачей проектирования является упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения ее эффективности, адаптивности и результативности. Это уникальный процесс, состоящий из совокупно­сти скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствую­щей конкретным требованиям, включающий ограничение по срокам, стоимости и ресурсам. Эффективность проектирования способствует распространению его методологии и технологии в разных областях, в том числе и в организационной деятельности. Освоение курса ТО непосредственно связано с использованием технологии проектирования (см. раздел: 1.3. Методические рекомендации…).

Проектный подход лежит в основе изучения дисциплины Теория организации. Помимо знакомства с теоретическими источниками необходимо в режиме органи­зационного аудита исследовать любую организацию, то есть описать ее целевые ориентиры, функции, структуру, процессы, организационную культуру; выработать представление о ее достоинствах и недостатках; разработать предложения по преодолению недостатков (инновации); провести планирование работ по предлагаем изменениям [15]. Результаты представляются в виде курсовой (контрольной) работы, которая проходит процедуру публичной защиты на семинарском занятии или зачете.

Сложность организации как объекта исследования с учетом различных предметных матриц (парадигм) предопределяет сложную структуру знания, то есть теории [16]. Теория организации является мета-дисциплинарным знанием, в котором философские идеи, мировоззренческие и ментальные компоненты тесно переплетены с общенаучными представлениями (системными моделями) и специальными знаниями (частных научных дисциплин и «живым» знанием профессионалов – практиков управления и организационного консультирования). В такой, «гибридной» форме знания можно выделить несколько уровней (см. схему 1. 1).

 

 
 

 


Схема 1.1.Структура теории организаций

 

К основным уровням теории относятся:

- уровень мета-организационный, включающий методологические и философские (метафизические) основания теории;

- уровень феноменологический, содержащий в целостном виде информацию по истории формирования теории, взаимосвязях с другими областями знания, структуре (общая теория организации) и совокупность знаний по частным аспектам организации (прикладные теории организации);

- уровень суб-организационный, связанный с исследованием организаций и их проектированием;

- уровень базисный, связанный с привлечением в теорию данных смежных наук (социологии, экономики, теории управления, психологии и др.).

В литературе предлагаются различные версии возникновения и взаимодействия теории организации (ТО) с другими науками: как фрагмент общей теории систем, как отпочковавшуюся от социологии область знаний, как составную часть теории управления, как раздел экономической теории. Действительно, ТО изучает свой объект в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Особый характер этих связей обозначается как вероятностная сетевая кооперация (партнерство) [17]. Связи формируются на тот срок и с той степенью ус­тойчивости, которая необходима для постижения такого сложного объекта как организация. Формой партнерства являются программы и проекты. В результате взаимодействия с другими научными дисциплинами появляется или решение частной задачи или возникает новая научная дисциплина (например, организационная акмеология).


Тема2.РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЗНАНИЯ:

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МОДЕЛИ.

 

Основные этапы развития организационно-управленческой мысли

Типологии организационных теорий

Организационные метафоры как исследовательские модели

Модели совершенства организации – идеаль­но-типические конструкты