Эпический театр Б. Брехта
Ярким явлением театрального искусства XX в. стал «эпический театр» немецкого драматурга Бертольда Брехта (1898— 1956). Из арсенала эпического искусства он использовал многие способы — комментирование события со стороны, замедление хода действия и его неожиданно быстрый новый поворот. В то же время Брехт расширил драму за счет лирики. В спектакль включались выступления хора, песни-зонги, своеобразные вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы. Особой популярностью пользовались зонги на музыку Курта Вейля к спектаклю «Трехгрошовая опера» (1928) и Пауля Дессау для постановки пьесы «Мамаша Кураж и ее дети» (1939).
В спектаклях Брехта широко использовались надписи и плакаты, которые выполняли задачу своеобразного комментария к действию пьесы. На экран могли проецироваться и надписи, «отчуждающие» зрителей от непосредственного содержания сцен (например, «Не глазейте так романтично!»). То и дело автор переключал сознание зрителей с одной дейcтвительности на другую. Перед зрителем представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. Этот эффект в театральной системе Брехта получил название «эффекта отчуждения» (люди и явления представали
перед зрителем с самой неожиданной стороны). На месте тяжелых занавесов был оставлен лишь небольшой кусок ткани, чтобы подчеркнуть, что сцена не особое магическое место, а лишь часть повседневного мира. Брехт писал:
«...Театр призван не создавать иллюзию жизнеподобия, а, наоборот, ее разрушать, «отстранять», «отчуждать» зрителя от изображаемого, создавая тем самым новое, свежее восприятие».
Театральная система Брехта складывалась на протяжении тридцати лет, постоянно уточняясь и совершенствуясь. Основные ее положения можно представить в такой схеме:
Драматический театр | Эпический театр |
1. На сцене представляется событие, вызывая у зрителя сопереживание | 1. На сцене рассказывают о событии |
2. Вовлекает зрителя в действие, сводит его активность к минимуму | 2. Ставит зрителя в положение наблюдателя, стимулирует его активность |
3. Пробуждает эмоции у зрителя | 3. Заставляет зрителя принимать самостоятельные решения |
4. Ставит зрителя в центр событий и вызывает у него сопереживание | 4. Противопоставляет зрителя событиям и заставляет его изучать их |
5. Возбуждает у зрителя интерес к развязке спектакля | 5. Вызывает интерес к развитию действия, к самому ходу спектакля |
6. Обращается к чувству зрителя | 6. Обращается к разуму зрителя |
Вопросы для самоконтроля
1. Какие эстетические принципы лежат в основе «системы Станиславского»?
2. Какие знаменитые спектакли были поставлены на сцене Московского Художественного театра?
3. Что означает понятие «сверхзадача»?
4. Как вы понимаете термин «искусство перевоплощения»?
5. Какая роль в «системе» Станиславского отводится режиссеру?
6. Какие принципы лежат в основе театра Б.Брехта?
7. Как вы понимаете главный принцип театра Б.Брехта - «эффект отчуждения»?
8. В чем разница между «системой» Станиславского и театральными принципами Б.Брехта?
Стилистическая разнородность в музыке XX века: