Синтез искусств в модерне
(собор Святого Семейства А. Гауди )
План
1. Эстетические принципы модернизма
2. Новые возможности в архитектуре
3. Творческие поиски модернистов
4. Представители модернизма в архитектуре
5. Архитектурные сооружения А.Гауди
Знаменательной вехой в истории нового стиля модерн (лат. modernus, фр. moderne — новый, современный) стало открытие в Париже в 1895 г. магазина-салона современного искусства с символическим названием «Новое искусство». Действительно, это оказалось новое искусство, существенным образом личающееся от всех предшествующих исторических стилей.
С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного творчества, а с другой — сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернациональный стиль. С поставленными задачами модерн справился прекрасно. Он действительно обладал общностью художественного языка, единой системой выразительных средств и приемов.
Большое значение для развития и самоутверждения стиля модерн имели организация многочисленных выставок, издание популярных художественных журналов, архитектурные сооружения в новом вкусе. Модерн быстро «растворился» в рекламах и афишах, фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветном стекле витражей. Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн. Теперь отрицать его наличие стало делом бессмысленным и бесполезным. Впрочем, как и всегда, нашлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия — «новый сладкий стиль», «стиль томной лапши», «стиль ленточных червей».
Вобрав дух своего бурного времени (он просуществовал до начала Первой мировой войны в 1914 г.), модерн возник и сложился под влиянием эстетики символизма. Эта общность символизма и модернизма давно подмечена исследователями искусства. Действительно, порой трудно провести четкую грань между символизмом и модернизмом в творчестве таких художников, как А. Гауди, Э. Мунк, М. Врубель. До сих пор ученые по-разному трактуют вопрос об их взаимоотношениях, некоторые рассматривают символизм в рамках стиля модерн.
В основе нового художественного языка лежала линия - декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн — его орнаментальностъ. Бельгийский архитектор Виктор Орта дал этой линии выразительное название — «удар бича».
Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпантин, заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкальные формы, пространство картин или театральной сцены. Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства.
Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим поверхностям стекла, формирующим громадные фасады и своды, а затем и пластмассам. Возведенные в конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но и легкость, высотность и протяженность.
Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие XX в. получили исключительную возможность экспериментировать. Импровизация отныне стала главным принципом их творческой деятельности.
Новый стиль модерн наглядно проявил себя в архитектурных сооружениях. По сравнению с «затишьем» XIX в. это было подлинное возрождение архитектуры, новая ступень в ее стремительном и бурном развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединившие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилевом ключе.
Исключительное значение придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов. Виртуозное владение разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров стало приметой времени. В убранство жилищ и общественных зданий включались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная поливная керамическая плитка, ткани.
Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитекторов вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.
Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался он и в Америке.
В архитектуре XX в. гармонично соединились новые технические возможности и художественное творчество, представленное именами выдающихся мастеров: Антонио Гауди(Испания), Виктоpa Орта (Бельгия), Эктора Гимара (Франция), Отто Вагнера (Австрия), Ле Корбюзье(Швейцария), Фрэнка Ллойда Райта (США).
Творчество Антонио Гауди(1852—1926) перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к модерну. Считая готику одним из самых выразительных архитектурных стилей, используя ее достижения в своих произведениях, Гауди сумел найти собственный оригинальный стиль, названный «каталонским модернизмом». Он старательно избегал входившие в моду железобетонные конструкции и отдавал предпочтение кирпичу, камню и глине.
Его архитектурные сооружения изобилуют символами и аллегориями, они уводят зрителя в мир сказок, легенд и преданий. Дом Висенса,один из первых шедевров архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками... Есть в нем что-то от мавританских традиций, музыкального произведения, скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм, непрерывность перетекающих объемов, особый ритм арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как этого требует любое произведение круглой скульптуры. Стены сооружений Гауди нередко воспринимаются сплошными разноцветными коврами. Излюбленный прием архитектора — использование керамики.
Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они изобилуют диковинными животными и растениями. Голубовато-зеленый фасад Дома Батльонапоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных. Колонны перед входом похожи на ноги слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра. Балконы прилепились к скале здания, как гнезда ласточек. Обыкновенные дымоходы он превращает в фантастические башни. Дракон (символ города Барселоны) будет часто присутствовать в оформлении сооружений архитектора.
Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в них проявилась богатейшая фантазия художника. По сторонам дверей важно и гордо стоят в воде цапли. Столовую он превращает в осенний сад, наполненный шумом журчащей воды, щебетанием птиц, едва различимым шелестом деревьев. Здесь благоухают цветочные ароматы и как-то по-особому пахнут спелые плоды.
При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональной планировкой зданий. Дом Мила— одно из самых неожиданных и совершенных творений архитектора. Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира уникальна. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу. Окна то выступают, то углубляются внутрь волнистых стен, лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты, параболические арки рождают ощущение легкости и бесконечности пространства. Крыша дома представляет собой яркий цветочный ковер, выполненный в керамике.
Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она нашла воплощение в оформлении парка Гюэльв одном из пригородов Барселоны. Гауди выступил здесь как архитектор, скульптор и живописец, давший безграничную волю своей творческой фантазии. Барочные марши лестниц, причудливые павильоны с башенками, напоминающими коралловые рифы, фонтаны, их необычное скульптурное оформление — все призвано поразить, удивить воображение зрителя.
Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия(Святого семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня посвящены апостолам, капители колонн символизируют добродетели, на дверях внутреннего портика — символическое изображение десяти заповедей. Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время является порождением эпохи модерн. Гауди успел возвести только левую башню западного фасада. После смерти архитектора в 1926 г. строительство собора остановилось. В настоящее время архитекторы продолжают начатое дело по чертежам и макетам автора.
Вопросы для самоконтроля
1. Поясните, как вы понимаете смысл термина «модерн».
2. В чем проявился синтез искусств в модерне?
3. В чем заключались творческие поиски в архитектуре в начале XX века?
4. Что собой представляет дом Висенса А.Гауди?
5. В чем заключается аллегорический смысл Дома Батльо А.Гауди?
6. Как оформлял интерьеры своих архитектурных сооружений А.Гауди?
7. В чем заключался синтез искусств в оформлении парка Гюэль?
8. Какие библейские образы символизируют конструктивные элементы собора Саграда Фамилия(Святого семейства)?