Живопись Н.Н.Ге и И. Е. Репина

 

Больших успехов достигли русские мастера исторической жи­вописи: Н. Н. Ге (18311894), И. Е. Репин (1844—1930), В. И. Су­риков (1848—1916), В. В. Верещагин (1842—1904) и В. М. Васнецов (1848—1926). Их произведения отличают глубокий интерес к наци­ональной истории, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов. В 70-е годы в русской истори­ческой картине важное место заняли сюжеты, связанные с жизнью и судьбой выдающихся исторических личностей.

Важнейшей вехой в этом отношении стала картина Николая Николаевича Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петрови­ча в Петергофе».Содержательный анализ этой картины принадле­жит русскому писателю М. Е. Салтыкову-Щедрину:

«Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза. Петр Великий... не устремля­ется, не потрясает руками, не сверкает глазами; фигура его без малейшей вычурности и назойливой преднамеренности посаже­на в кресло, и даже ни один мускул его лица не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на коленях с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде, не заносит на себя рук и не ломает их, а просто и... даже довольно спокойно стоит перед отцом, от­даленный от него столом, с несколько опущенной вниз головой. Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффект­но поставленные фигуры Петра I и царевича Алексея, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясаю­щих драм, которые никогда не изглаживаются в памяти».

Действительно, в драматически напряженном столкновении са­модержца Петра и его сына — не просто семейная сцена, а историче­ский конфликт двух противостоящих и непримиримых миров. Впер­вые мы встречаемся с новым, глубоко реалистическим подходом художника к изображению исторического события. От­каз от однозначной его оценки, понимание неизбеж­ности трагического в истории, всестороннее раскрытие внутреннего мира героев, лишенное всякой парадности и эффектности, делают это произведение глубоко новаторским, во многом определившим даль­нейшие пути развития русской исторической живописи.

Новое слово в развитии этого жанра сказал крупнейший мастер эпохи Илья Ефимович Репин.Созданные им исторические полот­на «Воскрешение дочери Иаира» (1871),«Царевна Софья Алексеев­на в Новодевичьем монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской гу­бернии» (1880—1883), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885),«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891)и другие широко и многогранно воспроизводят разные исторические эпохи.

В картине «Крестный ход в Курской губернии»Репину удалось не только развернуть целую галерею социальных типов российской деревни, но и подняться до глубоких исторических обобщений. При этом художник сумел сохранить конкретность и индивидуальность каждого персонажа.