II. Основные цели и задачи
Основной целью Программы является создание целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в Российской Федерации, направленной на выявление и развитие творческого потенциала молодых граждан для обеспечения их самореализации и участия их в становлении сильной и процветающей России.
В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач:
· повышение качества образовательных и воспитательных услуг в работе с талантливыми детьми и молодежью на основе широкого использования современных научных и педагогических достижений;
· развитие государственной поддержки талантливых детей и молодежи;
· создание условий для привлечения талантливой молодежи в реальный сектор экономики и социально-культурную сферу, для реализации творческого потенциала молодежи и ее карьерного роста;
· усиление взаимодействия федеральных и местных органов государственного управления.
Реализация указанных задач будет способствовать социально-экономическому и культурному развитию Российской Федерации.
III. Основные направления реализации Программы:
Основными направлениями реализации Программы развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи являются:
– развитие сети учреждений образования, работающих с талантливыми детьми и молодежью;
– научно-методическое и кадровое обеспечение работы с талантливыми детьми и молодежью;
– создание условий для включения талантливых детей и молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность;
– создание единого информационного пространства для обеспечения системы работы с талантливой молодежью;
– реализация комплекса мер для более эффективного включения талантливой молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность, выпускников учреждений образования – в научную, административную и иную профессиональную деятельность;
– развитие международного сотрудничества в области работы с талантливыми детьми и молодежью;
По каждому из указанных выше приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных программных мероприятий проектного характера (проектов), на которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом (таблица см. Приложение).
IV. Технология реализации:
Достижение поставленных в Программе стратегических целей и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов антикризисного управления. Использование программно-целевого метода для решения задачи по созданию целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в РФ направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи и с учетом бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа реализации государственной политики в области формирования целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий.
Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на реализацию Стратегии государственной молодежной политики.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему экономического развития и молодежной политики в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в данной сфере.
Реализация целевой программы может быть сопряжена с рисками финансового и административного характера.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление темпов ее реализации в рамках запланированных основных индикаторов и показателей вследствие снижения поступлений из государственного бюджета в результате различных секвенций, которые не могут быть спрогнозированы с большой точностью.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме субъектами Российской Федерации принятых по Программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию системы выявления и поддержки талантливой молодежи в различных субъектах федерации и диспропорциям в отчетных показателях.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
· срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
· неэффективным использованием ресурсов;
· повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
· регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего субъекты Российской Федерации выполнять принятые на себя обязательства;
· обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов, разработка рекомендаций для регионов;
· усиление контроля над ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
· своевременная корректировка мероприятий Программы.
Уровни реализации программы:
1) Федеральный.
2) Субъектов Российской Федерации.
3) Муниципальный.
4) Локальный (отдельных учреждений или инициативных групп).
Технология реализации Программы заключается в выполнении всеми государственными заказчиками Программы по циклу «планирование – реализация – мониторинг» показателей и ресурсов для реализации мероприятий Программы по каждому государственному контракту либо иному гражданско-правовому договору, заключенному Федеральным агентством по делам молодежи с организациями, участвующими в осуществлении мероприятий и проектов, предусмотренных данной программой. В этой связи формируется детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации мероприятий и проектов входящих в Программу, который уточняется государственным заказчиком – координатором Программы не реже 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов.
Исполнителями мероприятий, предусмотренных данной Программой, являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры по результатам конкурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.