Расцвет гомофонно-гармонического стиля в

опере барокко («Орфей» К. Монтеверди)

 

 

К. Монтеверди (1567 – 1643) - первый композитор барокко, создатель светских мадригалов, духовных сочинений и нескольких оригинальных опер (к сожалению, из этого наследия композито­ра до нас дошло очень немногое). Он продол­жил дело, начатое композиторами до него, но в собственном творчестве пошел гораздо дальше своих предшествен­ников.

К.Монтеверди считал, что музыка должна не столько развлекать слушателя, сколько передавать богатство внутреннего мира человека, заставлять его думать, переживать, искать ответы на сложные жизненные вопросы. В оперной музыке он создал взволнованный стиль, передающий драматизм и напряженность действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний. Подвижная, измен­чивая мелодия его опер может растрогать и взволновать до глубины души, повергнуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг. Исследователи его творчества отмечали существующую связь мелодий Монтеверди с барочной архитектурой и живописью.

Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, — напоминают вычурные узоры архитектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды винограда и обнаженные амуры сплетены в пышном барочном орнаменте.

Лучшие оперы К. Монтеверди — «Орфей» (1607), «Ариадна»(1608), «Коронация Поппеи» (1642), созданные на мифологические и исторические темы, — отличаются богатством, занимательностью сюжета. В судьбах героев происходят неожиданные события и перемены, а потому музыка изобилует контрастными, резкими переходами, полными суровой драматической силы и нежного лиризма. Звучание разнообразных музыкальных инструментов живописно оттеняет психологическое состояние каждого из действующих лиц, выявляет их моральные качества. Оркестровая музыка не только сопровождает певческий голос, гибко следуя за поэтическим словом, она сама становится полноправным участником событий

В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди был открыт первый в мире публичный оперный театр, через несколько лет подобные театры открываются в Лондоне, Гамбурге, Париже, Праге и Вене. Оперное искусство повсеместно завоевывает сердца слушателей. Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения других композиторов.

Традиции К.Монтеверди нашли отражение в творчестве и в исполнительской манере выдающихся мастеров барочного концерта, прежде всего Антонио Вивальди (1678—1741) — автора 465 (!) концертов и 40 опер, блестящего скрипача-виртуоза, поражавшего публику полной неожиданностей и контрастов манерой исполнения. В основе созданного им «большого концерта» лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.

В историю музыкальной культуры А. Вивальди вошел и как вы­дающийся композитор программной музыки, воссоздающей реаль­ные звуковые картины из жизни природы. В своем наиболее извест­ном сочинении «Времена года» (1725) он сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы и жаркий летний зной, ее пышное осеннее увядание и зимнюю стужу.