Характеристики свойств топлива

Вязкость. Одна из важнейших физических характеристик топлива, обусловливающая сопротивление его течению по трубопроводам, - вязкость. В международной системе единицей вязкости кинематической является м2/с или мм2/с (последняя численно совпадает с единицей в сантистоксах, часто используемой в технических документах). Вязкость дистиллятных топлив обычно задается при 20 °С, а тяжелых - при 50 или 80 °С. До введения международной системы единиц вязкость топлив выражалась в градусах условной шкалы (° ВУ) или равнозначных им градусах Энглера (° Е). Для пересчета можно воспользоваться соотношением 1 °Е = 0,132 сСт. За рубежом широко использовались единицы вязкости, выражаемые в секундах Редвуда (Red 1) или Сейболта Универсального (SU) при 37,8 °С. Используя номограмму рис. 1.2, можно перевести вязкость из одной системы единиц в другую. На рисунке указаны рекомендуемые пределы вязкости топлив перед ТНВД двигателей малооборотных (линия 1), средне- и высокооборотных (2); точка а - топлива перекачиваются с трудом.

Вязкость нефтяных топлив в зависимости от способа получения лежит в очень широких пределах: от 2 - 10 мм2/с (дистиллятные сорта) до 400 - 700 мм2/с (остатки дистилляции и вторичных процессов нефтепереработки).

В зависимости от вязкости топлива подразделяют на

маловязкие - вязкостью до 12 мм2/с при 20 °С (2° ВУ);

средневязкие - вязкостью от 12 мм2/с при 20 °С до 35 мм2/с при 50 °С (5° ВУ);

высоковязкие - вязкостью более 35 мм2/с при 50 °С.

Вязкость нефтепродуктов в большой мере зависит от температуры, и это обстоятельство широко используют в практике эксплуатации для достижения необходимой вязкости путем подогрева топлив. В частности, тяжелые высоковязкие топлива подогревают в танках запаса для обеспечения их текучести при перекачивании, что в свою очередь может быть обеспечено, если вязкость у приемного патрубка не превышает 1000 мм2/с. Подогрев необходим в отстойных и расходных цистернах, перед сепарацией и непосредственно перед ТНВД дизеля или форсунками котла. Используя номограмму рис. 1.2, можно выбрать необходимую температуру подогрева топлива, если известны заданная и начальная вязкость.

Вязкость лишь косвенно отражает качество топлив, на мировом рынке вязкость используют в качестве критерия при заказе топлив и определении цены на них, она также входит в маркировку топлив. Например, 1РО-180 означает промежуточное топливо вязкостью 180 мм2/с.