Опыт модернизации

Организационные основы

Проводниками советской ГМП выступали образовательные учреждения, армия, военно-технические, спортивные, туристские, культурно-просветительские и другие организации. Однако главным проводником советской ГМП – структурой, реализующей идею «правильной» тропы/дороги от детства к зрелости – был Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ или комсомол), на который возлагалась задача координировать работу с молодёжью в рамках вышеназванных учреждений, а также в трудовых коллективах, армии, других организациях.

Согласно Уставу ВЛКСМ в комсомол принимали юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет. В период самого массового членства в комсомоле состояло более 30 миллионов молодых людей всех наций и народностей СССР. За советскую историю в комсомоле прошло политическую школу около 150 млн. советских людей. ВЛКСМ считался кадровым резервом и базой КПСС. Первичные организации ВЛКСМ создавались на предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, различных учреждениях, частях Советской Армии и флота. Это обеспечивало самый широкий охват молодёжной аудитории и решение масштабных задач в рамках советской ГМП.

 

Ещё в своей речи о задачах союзов молодёжи В.И. Ленин определил два ключевых направления работы с молодёжью – повышение её образовательного уровня и труд, направленный на решение стратегических задач развития общества. С точки зрения современной социологии эти два направления являются исключительно эффективными средствами социализации, что позволяет говорить об актуальности данных мер для современности.

Особое значение в модернизации Советского Союза имели, как известно, крупные инфраструктурные и промышленные проекты. И здесь кадровой базой преобразований стала именно молодёжь. Разумеется, это обставлялось идеологическими лозунгами об особой роли молодёжи.

Поддержка молодёжных инициатив, героизация образа передовика производства давала серьёзные результаты на критически важных направлениях научно-технологического развития. Так, например, именно комсомол стал первым популяризатором стахановского движения – движения за внедрение инновационных технологий, в том числе в области организации труда.[1] Это движение было не только средством ускоренного внедрения известных инновационных технологий и подходов, но и пропагандой инновационного поведения в целом. Провозглашалось, что каждый на своём рабочем месте или в трудовом коллективе может благодаря личной инициативе, энтузиазму и творчеству поднять производительность и качество труда, внося, таким образом, вклад в решение задач стратегического развития и роста благосостояния советского общества.

В области научно-технического творчества комсомол организовывал смотры по изысканию и использованию резервов производства, в частности:

- конкурсы рационализаторов и изобретателей;

- выставки молодых новаторов;

- состязания молодых рабочих по профессиям на звание «лучший токарь», «лучший фрезеровщик», «лучший пахарь» и т.п.

Также в СССР поиск талантливой молодежи осуществлялся в основном через предметные Всесоюзные олимпиады. Выигравшие Олимпиады школьники получали поощрение, кроме льгот для поступления в вузы, в основном, в виде поездки в Международный пионерский лагерь «Артек» или Всесоюзный лагерь «Орленок». В этих лагерях школьники получали действительно неоценимый опыт общения со сверстниками из разных стран и регионов России, а через участия в разнообразных мероприятиях лагерей – и толчок к собственному творческому развитию.

Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок (сейчас Всероссийский детский центр «Орленок») начал свою работу в 1960 году. С самого начала своей работы он имел тесные связи с «Артеком». В лагере проходили встречи с интересными людьми, писателями, артистами, политическими лидерами; там же проходили Всесоюзные сборы комсомольского актива и другие всесоюзные мероприятия. Различные творческие фестивали также проходили в этом лагере.

Огромную роль в развитии научно-технического потенциала молодёжи играла такая организация как ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (с 1927-го до 1951-го года – ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, ещё раньше существовали её предшественники – Военно-научное общество, Общество друзей воздушного флота, Общество друзей химической обороны и химической промышленности и др.). Хотя организация не провозглашалась молодёжной, основные её усилия были направлены на молодых. целями ДОСААФ являлось содействие укреплению обороноспособности страны в области:

- организации и проведения военно-патриотического воспитания граждан,

- развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта,

- технического творчества молодёжи,

- подготовки граждан по военно-учётным специальностям,

- подготовки кадров массовых технических профессий.

К наиболее известным мероприятиям системы военно-технической и научно-технической подготовки относят систему «Ворошиловских стрелков» (в частности, для получения высшей степени требовалось успешно выполнить стрельбу только из боевой винтовки), Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и некоторые другие.

В 1930-е годы к молодёжной среде были обращены лозунги «Комсомолец, на самолет!» и «От модели - к планеру, от планера - на самолет!», которые привели в авиацию десятки тысяч юношей и девушек. С молодёжного кружка планеристов и учебы в летной школе ОСОАВИАХИМа начинали свой путь авиаконструкторы Яковлев А.С., Антонов О.К., а также выдающийся конструктор ракетно-космических систем Королев С.П. В таком же кружке испытали первый в стране вертолёт Камов Н.И. и Скрижинский Н.К. С аэродромов ДОСААФ начал свой путь Гагарин Ю.А., другие советские и российские космонавты.