Вопрос. Культура эпохи Возрождения

Термин «Возрождение» по-французски – ренессанс, по-итальянски – ринашименто в общем плане возрождение античной культуры. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наивысшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI – началу XVII в.в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в ниспровержение церковных канонов и запретов. Надо говорить о культурной революции, которая завершилась созданием научного типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошёл переворот. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Человек относителен, а Бог абсолютен. Но как только в центр культурной Вселенной поставили существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма. Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества – ум, творческая энергия, предприимчивость, воля, образованность, а не социальное положение и происхождение.

Италия – страна предвозрождения и Возрождения. Разобщённость страны, отсутствие единого политического центра, распад на ряд независимых и враждующих друг с другом областей – результат многовековой борьбы между германскими императорами и папством. Отсутствие централизованной власти, раннее достижение самостоятельности итальянскими городами, их вступление на путь широких международных сношений, благодаря выгодному географическому положению (торговля с Востоком через Средиземное море). Следствие этого – зарождение первых форм капиталистического производства. Коммунальные революции в XII – XIII в.в., установление республиканских форм правления. Неприемлемость для ранней буржуазии средневекового идеала аскетизма, идеи греховности. Формирование светского характера культуры. Стремление воскресить античную культуру: избегание современных сюжетов, пользование традиционной мифологической призмой художников Возрождения и , как результат, возведение современного в ранг вечного, приобщение житейского к героическому, утверждение «богоподобности» реального человека. Рационалистичность – существенная черта итальянского Возрождения. Работа художников Италии над созданием научных основ искусства.

Периодизация эпохи Итальянского Возрождения: вторая половина XII в. – XIV в. – Проторенессанс (предвозрождение), называемый дученто; XIV – XV в.в. – раннее Возрождение или треченто; конец XV в. – первая треть XVI в. – высокий ренессанс или кватроченто; середина и вторая половина XVI в. – позднее Возрождение или чинквеченто. Помимо деления Ренессанса на исторические периоды существует деление на художественные школы. Вся эпоха Итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ – флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая – в Высоком и позднем. Основоположником флорентийской школы является Джотто. В неё входят архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти; скульпторы Донателло, Л. Гилберти; живописцы Мазаччо, Л. Верроккьо, С. Боттичелли. Своего расцвета достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало; поэтическое восприятие мира, человека и природы; тонкий колоризм (семья Беллини, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто, Ф. Гварди).

Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих достоинства и права человека, его ценность как личности. Попытка создания гуманистами новой светской культуры, противоположной феодально-церковной. Реабилитация гуманистами чувственной природы человека, человек обладает внутренней гармонией и мерой. Данте Алигьери (1265 – 1321) – величайший поэт Италии. «Божественная комедия» - эпическая поэма в трёх частях («Ад», «Чистилище» и «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте заложил основы новоевропейской литературы. Франческа Петрарка (1304 – 1374) и Боккаччо (1313 – 1375) считаются наравне с Данте создателями итальянского литературного языка. Выступления гуманистов против принципов авторитарности мышления, убеждённость в могуществе знания. Научные представления гуманистов в форме пантеизма. Антисхоластический характер философских представлений. Николай Кузанский (1401 – 1464) – первый философ Нового времени (синтез идей средневекового и ренессансного сознания). Развил взгляд на прекрасное как на единство и многообразие, впервые сформулировал понятие вкуса, высказал мысль о знаковой природе искусства, раскрыл диалектику абсолютного и относительного в области прекрасного.

Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469 – 1536) – вклад в развитие реформации. «Похвала глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе. Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Макиавелли (1469 – 1527). Он считал, что, несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления в сложившейся политической ситуации раздоров в Европе, она непримирима. Объединить народ в единое государство может только сильный государь. Церковь должна заниматься только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна быть светской. Формирование утопического коммунизма – Томас Мор и Томмазо Кампанелла. В «Утопии» Мор, а затем и Кампанелла в «Городе Солнца» обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Они понимали, что высокого уровня прогресса общества можно добиться при активном содействии государства в развитии наук, техники и духовности.

Идея необходимости знания законов природы во второй половине XV в. глубоко внедряется в науки. Географические открытия создали предпосылки для колонизации Африки, Азии, Нового Света и развития торговли с ними. Естествознание стало в XV веке средоточием свободомыслия. Важным звеном в постижении Мира был признан опыт, научный эксперимент. Николай Коперник (1473 – 1543) – основоположник гелиоцентрического учения – основы современного представления о строении Солнечной системы. Пропагандисты его дела – Джордано Бруно, Галилео Галилей. Благодаря этим учёным в 1582 г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живём по Григорианскому календарю, соответствующему расчётам Коперника.

Искусство Проторенессанса и раннего Возрождения – это период блестящего подъёма итальянской культуры. Смена цехового мастерства в изобразительном искусстве индивидуальным творчеством. Ростки нового искусства в Италии при господстве готического стиля в других странах Западной Европы. Передовая роль живописи и скульптуры. Развитие архитектуры в рамках средневековой традиции. Джотто ди Бондоне (1266 – 1337). Фреска «Поцелуй Иуды» - лучшее в истории искусства изображение безмолвного поединка взглядов. Джотто освободил итальянскую живопись от влияния византийской. Сосредоточение художника на главном, даётся синтез. Фрески Джотто – это живые люди. Приобретение искусством Италии реалистической направленности. Сближение искусства с наукой. Разработка теории линейной перспективы усилиями Донателло, Альберти и др. Систематическое изучение строения тела и создание теории пропорций. Привлечение математики, анатомии, оптики для решений важнейших задач реалистического искусства изображения человеческой фигуры в пространстве. Искусство шло впереди науки, философии, выполняя функцию универсального познания. Высокое уважение к художникам.

Меценаты искусств Флоренции: Козимо Медичи, его внук Лоренцо Великолепный. Направленность искусства не на двор, не на гуманистические кружки. Оно щедрой волной разливалось по жизни города – государства. Начало нового искусства – во Флоренции. Острая классовая борьба. Падение в 1434 г. правительства олигархии богачей, возвышение банкирского дома Медичи.

Архитектура. Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – новая эра в истории архитектуры. Отход его от готики, возвращение к основам древнеримского зодчества с опорой на национальную традицию. Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции – тип ренессансного центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, покоящимся на парусах. Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472). Опора на традиции Древнего Рима: понимание пространственной композиции и характера использования ордеров. Его творения: палаццо Ручеллаи, церкви Сан-Франческа в Римини и Сант-Андреа в Мантуе.

Скульптура. Зависимость скульптуры в эпоху средневековья от архитектуры. Обретение самостоятельного значения в эпоху Возрождения. Обращение её к жизни, реальности. Донателло (1386 – 1466) – глава мастеров. Образы Донателло – первое воплощение в скульптуре гуманистических идеалов. Тщательное изучение натуры, разрешение проблемы устойчивой постановки фигуры, передача органической цельности тела, его тяжести. Возродил изображение наготы в статуарной пластике, отлил первый бронзовый памятник, попытался решить задачу свободно стоящей скульптурной группы, одним из первых стал использовать теорию линейной перспективы. Его произведения: «Давид», «Иоанн Евангелист», статуя Св. Марка, Св. Георгия и др.

Живопись раннего Возрождения. Мазаччо (1401 – 1428) впервые вводит воздушную перспективу, объединение фигур и пейзажа. Создание обобщённой и лаконичной монументальной формы. Паломничество в капеллу Бранкаччи спустя столетия после смерти художника: «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Грехопадение», «Воскресение «Тавифы». Сандро Боттичелли (1445 – 1510) – выразитель сложности и противоречивости флорентийской культуры конца XVв. Необычайная сила экспрессии созданных им образов, сложность и богатство внутреннего мира. Образы мифологии и поэзии в основе двух картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Оттенок архаизации его произведений – его удлинённые, слегка изломанные в своём движении, «готические» фигуры скользят над землёй. Откровенный культ чувственной красоты и грации, мирской дух искусства раннего Возрождения. В изображении нагого тела есть сильная опоэтизированная чувственность. С этого времени в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.

Культура Высокого и позднего Возрождения. Формирование искусства в условиях начинавшегося кризиса и угрозы иноземных вторжений. Необходимость национального объединения. В XIV – нач.XV в.в. Италия – самая передовая страна в Европе. Конец XV в. – упадок в промышленности и торговле вследствие раздробленности и неравномерного развития страны, вложение капиталов в покупку земли. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Падение Византии в 1453 г., великие географические открытия. Италия становится ареной соперничества Франции и Германской империи. Разграбление Рима войсками германского императора в 1527 г. и падение Республики во Франции в 1530 г. положившие конец всем иллюзиям и надеждам.

Перемещение центра художественной жизни Италии в Рим в первом десятилетии XVI в. Папская область – центр национально-объединительных стремлений в стране. Меценатская политика пап, привлекавшая в Рим художников. Утрата Флоренцией своего былого значения, сохранение его Венецией, благодаря независимому положению на протяжении всего XVI в. яркого своеобразия культуры. Лейтмотив искусства сейчас – образ прекрасного, гармонически развитого, сильного духом и телом человека, возвышающегося над уровнем повседневности. Проблемы гражданского долга, героического подвига. Жизнеутверждающий характер искусства, его верность реализму в сочетании со стремлением к синтезу, широте обобщения.

Окончание Высокого Ренессанса – 1530 г., трагический рубеж, когда итальянские города-государства утратили свободу, став добычей габсбургской монархии, что сопровождалось политической и религиозной реакцией внутри страны. Сохранение папской областью независимости как резиденции «наместника Бога». Правление папы Юлия II с 1503 по 1513 г. – золотой век римской архитектуры. Папы Юлий II и Лев X (1513 – 1521) – попытки превратить Рим в политический и культурный центр Италии. Монументальность архитектуры, навеянная древним Римом, наиболее ярко воплотилась в брамантовских (Браманте Донато д”Анжело – 1444 – 1514) проектах перестройки Ватикана и собора святого Петра.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – живое воплощение идеала Совершенного человека. Первооткрыватель и исследователь во всех своих начинаниях. Небольшое количество живописных работ ввиду занятий наукой и отсутствия возможностей для осуществления грандиозных замыслов. Живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, теоретик искусства, военный инженер, изобретатель, математик, анатом, физиолог, ботаник… Обдумывал конструкцию летательного аппарата, пришёл к идее геликоптера, был великим экспериментатором, которого больше интересовал принцип, чем его осуществление. Большая часть жизни – в скитаниях. Обучение в 1469 г. в мастерской известного скульптора и живописца Веррокио. «Мадонна с цветком» (1478 г.) – глубина и значимость материнской любви и радости. «Мадонна в гроте» - произведение, характеризующее творческую зрелость Монардо (1883 – 4 г.г.) – ясность пространственного решения. Тонкая координация асимметричной группы фигур и пейзажа, вписывающаяся в пирамидальную схему, моделирование лица и рук тончайшей светотенью («сфумато»), создающее впечатление неяркого рассеянного света. Эта картина форматом напоминает типичное ренессансное окно в мир: плавное развитие в глубину пространства.

Фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грация (1495 – 1498 г.г.) – трактовка Леонардо знаменитого сюжета Нового завета. Христос только что произнёс: «Один из вас предаст меня». 12 людей, 12 разных реакций. Симметричность групп апостолов – по трое в каждой группе: Иуда в группе Петра и Иоанна, откинулся назад, тогда как другие непроизвольно устремляются к центру, к Христу, судорожное движение руки Иуды с 30 сребрениками. Стоическое спокойствие и горечь жеста Христа. Это произведение – событие в художественной жизни Италии: паломничество художников в Милан, её копии.

«Мона Лиза» - из произведений последнего 20-летия жизни Леонардо. Всечеловечность – причина неувядающей популярности Джоконды, образ проницательного, проникновенного, вечно бодрствующего интеллекта, принадлежащего всем временам. Джоконда – венец искусства Леонардо (1504 г.). Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г.

Младший современник Монардо, великий живописец Рафаэль Санти (1480 – 1520). Его творчество чуждо непрестанным поискам Леонардо, мятущемуся бунтарству Микеланджело – это художник синтеза и гармонии, равновесия разума и чувств – воплощение классического стиля Высокого Возрождения. Вошёл в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн. «Мадонна Конестабиле» (1502–3 г.г.) – раннее произведение художника. «Сикстинская мадонна» (1513 – 14г.г.). Во флорентийский период жизни (1504 – 1508) одновременно работает во Флоренции с Леонардо и Микеланджело, которым подражает, но не долго. Римский период с 1508 г. – последний и блестящий в его творчестве. Лучшие художники Италии в Риме при папе Юлии II (1503 – 1513). С 1499 г. в Риме работал архитектор Донато Браманте, 1505 г. – приглашение папой Микеланджело сделать проект своей гробницы, а затем и росписи в ватиканской капелле. Получение Рафаэлем заказа на роспись личных папских покоев (станц). Фрески станц – идеальное воплощение современных событий, иносказательная форма надежды на создание сильной Италии и освобождения от вторгшихся в страну иноземцев при подчёркивании роли папы во всех чудесных событиях. Особенность станц – единство декоративного убранства каждой комнаты, в его гармонии с архитектурой. С 1514 г. после кончины Браманте, Рафаэль – руководитель строительства собора святого Петра.

Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Отражение в творчестве Микеланджело глубоких противоречий развития художественной культуры Италии XVI столетия. Микеланджело – один из величайших художников Высокого Возрождения. Последние 30 лет его жизни – позднее Возрождение. Первые работы – мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» (1491 г.), «Битва кентавров» (1492). «Вакх с сатиром» (1496 – 1497 г.г.) – успех статуи, приобретение меценатом Якопо Галла. Заказ от французского кардинала на группу «Оплакивание Христа» («Пьета»). Отход Микеланджело от давней традиции изображения этого сюжета: Мария представлена юной и прекрасной. Сосредоточение всей силы страдания в тяжело повисшем на руках матери мёртвом теле с запрокинутой головой, бессильно упавшей рукой. «Давид» (1504 г.): отход от традиции изображения этого сюжета – изображение Давида не торжествующим победу, а готовящимся к схватке с грозно нахмуренным лицом. Установка статуи перед городской ратушей.

1509 – 1512 г.г. – роспись Микеланджело всего свода Сикстинской капеллы свыше 600 кв.м. без помощников. Сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до истории О. Ноя, а также «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Двенадцать сидящих на тронах пророков в простенках между окнами, множество декоративных фигур (всего в сикстинском плафоне – 343 фигуры). Эта роспись – гимн совершенному человеку, его силе, мужеству и красоте. Титанические страсти пророков и Сивилл. Общая площадь фрески 600 кв.м.

Смерть папы Юлия II в 1513 г. Получение заказа на надгробие папы. Скульптурное надгробие капеллы Медичи (1521 – 1534). Нерасторжимое единство архитектуры и скульптуры: «Ночь» и «День», «Утро» и «Вечер». Могучие тела лежат попарно на саркофагах над портретами статуй Джулиано и Лоренцо Медичи, находящимися в нишах. Заказ папы Павла III на выполнение фрески «Страшный суд» (1535 – 1541) на алтарной стене Сикстинской капеллы. 1550 – 1560 г.г. – архитектурные работы над собором святого Петра, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.

Джорджоне де Кастельфранко – родоначальник искусства Высокого Возрождения в Венеции: «Спящая Венера» (1507 – 1508), «Юдифь» и др. Подобно Леонардо да Винчи во Флоренции реформировал венецианскую школу.

Тициан – вершина искусства Высокого Возрождения в Венеции. Цвет – главное организующее начало в картине: «Лежащая Венера», «Флора», «Саломея» и др.

Венеция – богатая, патрицианско-купеческая республика, державшая ключи от морских торговых путей. Тесные связи с Византией, Арабским Востоком, Индией. Непричастность венецианских художников к учёному гуманизму. Венецианские истории – картины жизни населения города. Во второй половине XVI в. в творчестве Веронезе и Тинторетто отступление от классических принципов Высокого Возрождения в сторону сложного, богатого контрастами мира. Паоло Веронезе (1528 – 1588) – художник нарядной Венеции, мастер больших алтарных картин, декоративного размаха, сложных ракурсов. «Брак в Кане» (6,6 на 9.9 м.), «Пир в доме Левия», «Тайная вечеря». Его творчество – завершение Высокого Возрождения в Венеции.

Тинторетто: «Тайная вечеря», «Спасение Арсинои» и др. – сочетание реализма с мистичностью и маньеризмом.

 

Эстетика маньеризма. Маньеризм – течение в искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основной эстетический критерий маньеризма: не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Использование в качестве стилистических нормативов произведений Микеланджело, Рафаэля и др., поиски заложенного в них гармонического начала. Возрождение отдельных черт средневековой придворно-рыцарской культуры.

1520 – 1540 г.г. – период раннего маньеризма. Драматическая напряжённость искусства Понтормо, Пармиджанино, Росси, трагизм и мистическая экзальтация, острые колористические и светотеневые диссонансы, удлинённость пропорций фигур. Виртуозный рисунок, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение, предметы утрачивают массу и тяжесть. Неожиданные поразительные сочетания красок обладают самостоятельной экспрессией. Я. Понтормо (1499 – 1557): «Снятие с креста» (1528), Ф. Пармиджанино: «Мадонна с длинной шеей» (1534 – 1540)

1540 – 1590 г.г. – искусство зрелого маньеризма, приобретающего официально придворный характер. Стремление отгородиться от жизни. Утверждение идеала аристократического изящества, основанного не на обобщении явлений действительности, а на произвольных нормах эстетического вкуса, поражающих внутренней холодностью: А. Бронзино (1503 – 1572) «Венера и Амур», Д. Вазари (1511 – 1574) «Ночь», ювелир и скульптор Б. Челлини (1500 – 1571).

Отражение маньеризмом нарастания кризисных явлений в позднем Возрождении, когда главной целью было провозглашено следование «красивой и учёной манере», «идеальности» образцов искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма.

Северное Возрождение. Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию, Англию, Швейцарию. Особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Реформация – мощное религиозное движение, выступавшее за возвращение к первоначальным ценностям веры и требовавшее серьёзных изменений существующей религиозной практики. Начало Реформации – выступление Мартина Лютера (1483 – 1546), 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524-1526 г.г. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса. «Золотой век» немецкой живописи – Грюневальд (1470 – 1528), Дюрер (1471 – 1528), Гольбейн младший (1497 – 1543). Дюрер – живописец, мастер гравюры, его наследие (900 листов рисунков) может быть сопоставимо только с наследием Леонардо да Винчи. Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами Италии. Дюрер прославился в Европе циклом гравюр на темы «Апокалипсиса» (1498). Гольбейн младший – реализм, ясность, монументальная цельность композиции «Мёртвый Христос» (1521). Грюневальд: чувства для него господствуют над разумом, а субъективность – над объективностью. Главное произведение – «Инзенгеймский алтарь» (1512 – 1515). Его творчество связано с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматизма. Лукас Кранах Старший – талантливый художник, положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

Английский Ренессанс прославился театром. Его расцвет пришёлся на конец XVI – начало XVII веков. Вильям Шекспир (1564 – 1616), драматург, совладелец театра «Глобус». Пьесы Шекспира (всего 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи. Первые комедии, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Последние годы правления Елизаветы – падение авторитета государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульета» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали.

Франко-Фламандская живопись XIV – XVII веков. Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. В те времена Нидерланды – это Голландия, Северо-восточная часть Франции, Бельгия, Люксембург, Нидерланды. Крупнейшим гуманистом был Эразм Роттердамский (1469 – 1536). Сатира гуманиста («Похвала глупости», «Домашние беседы» и др.) способствовала воспитанию свободомыслия, развитию предприимчивости. Ренессанс в Нидерландах представлен двумя поколениями художников. Первое относится к раннему периоду: Ян Ван Эйк (1390 – 1441), Хиеронимус Босх (1460 – 1516), Питер Брейгель Старший (1525 – 1569). Второе – представляет искусство XVII века: Франс Халс (1581 – 1666), Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640), Антонис Ван Дейк (1599 – 1641), Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606 – 1669), Якоб Иорданс (1593 – 1678).

Ян Ван Эйк: Гентский алтарь (1432) – многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте (5 метров в ширину). С его именем связано распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Ян Ван Эйк – один из первых мастеров портретной живописи: тщательная передача внешнего облика подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. «Портрет четы Арнольфани» (1434) – первые жанровая картина в нидерландской живописи и парный портрет в европейском искусстве.

Босх был человеком чрезвычайно образованным. Ему удалось соединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические, нравоучительные тенденции. В творчестве одна тема – борьба добра и зла, божественных и адских сил. Триптих «Сад земных наслаждений», «Корабль дураков» - аллегорические произведения. Триптих «Воз сена». Не только Босху, но и в целом Северному Возрождению свойственен большой пессимизм, трагизм, религиозная мистика, ирония, скептицизм.

Питер Брейгель продолжил линию Босха. В его творчестве переплетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольклор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. «Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих», «Жатва», «Крестьянская свадьба».

Поистине золотым для нидерландской живописи стал XVII век. Профессия художника уважаема. Национальные художественные школы не знали придворного искусства. Не вмешивалась и Церковь, поэтому художники чувствовали себя относительно свободными в трактовке религиозных сюжетов.

Рубенс – учёный – гуманист, философ, архитектор, государственный деятель, дипломат. Современники называли его королём художников и художником королей. Характерные для барокко приподнятость, патетика, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты. Рубенс, благодаря помощникам из своей мастерской (А. Ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс), создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста» - 1611 – 1614, «Персей и Андромеда» - 1620 – 1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи» - 1622 – 1625), великолепные пейзажи и сцены из крестьянской жизни («Возвращение жнецов» - 1635 – 1640), многочисленные портреты коронованных особ. Делакруа назвал Рубенса «Гомером живописи». Художник создал свой мир – мир богов и героев. Рубенс – один из самых плодовитых художников в истории живописи.

Ван Дейк, ученик Рубенса, явился одним из создателей парадного аристократического портрета XVII века. Ван Дейк создал огромное количество портретов и картин на религиозные и мифологические сюжеты. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и вместе с тем живой характерностью.

За Рубенсом и Ван Дейком пришёл целый ряд так называемых «малых фламандцев» - это художники, которые ввели в искусство уличный жанр с его обыденными типами: Я. Стен, Г. Терборх, П. де Хох, Г. Метсю, А. Ван Остаде и др.

Семнадцатое столетие пережило необычайный взлёт портретного искусства, видным представителем которого является Халс: частные, интимные, совсем маленькие и большие, в том числе и групповые. Изображение бюргерства. «Фирменным знаком» Халса считается умелая передача разнообразных оттенков смеха: «Улыбающийся кавалер». Халс намеренно подчёркивал несколько приземлённые и грубовато-крестьянские черты изображаемых, подчёркивает здоровье человека, роскошь материальных форм тела: «Шут, играющий на лютне», «Весёлый пьяница», «Ребёнок с кормилицей». Его старость напоминает поздние годы Рембрандта, умершего разорённым.

Рембрандт ван Рейн – величайший художник голландского барокко. Наследие Рембрандта – около 650 картин и 300 гравюр офортом, являющихся высшим достижением в графике. Использование в ранние годы сангины, а затем пера (гусиное или тростниковое). Сангина – материал для рисования, изготовляемый в виде карандашей красновато-коричневатого цвета. Офорт («крепкая водка») – техника гравюры, при которой рисунок, процарапанный иглой по лаку, покрывающему металлическую доску, протравливается кислотами. Протравленные линии, после удаления лака, заполняются краской, а с доски под прессом делают отпечатки на влажной бумаге. Название «офорт» носит как сам способ гравирования, так и полученный с доски оттиск.

Творчество Рембрандта – полная противоположность творчеству Рубенса. В его картинах, написанных на библейские сюжеты, отсутствуют помпезность и драматичность. Рембрандт прославился как величайший мастер светотени, которой он с успехом пользовался, раскрывая таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души. Правдивое отражение жизни: всё его творчество проникнуто искренней любовью к людям. В период расцвета его творчества (30-е годы XVII века) вокруг него сформировался кружок друзей – художников (около 30 человек), картины которых, чаще всего выполняемые на заказ, он иногда только подправлял и продавал под своим именем. Многочисленные ученики Рембрандта, его слава, обширная коллекция живописи и графики, античной скульптуры, драгоценных тканей и художественного оружия. Широкая известность группового портрета Рембрандта, изображающего лекцию по анатомии знаменитого хирурга доктора Тюльпа (1632). В этой картине художник стремится выявить более глубокие внутренние связи коллектива, показать общность духовных интересов. 1634 г. – женитьба на Саскии Ван Эйленбюрх. Её изображение в картинах, рисунках, офортах: «Флора», «Даная» (1636) и др. Картины на библейские сюжеты: «Давид и Ионафан» (1642), «Снятие с креста» и др. Падение популярности Рембрандта со времени «Ночного дозора». Творческая активность в старости – обилие грусти и печальных размышлений: «Возвращение блудного сына» (1665) – наивысшее воплощение любви к обездоленному и страдающему человеку. Смерть Рембрандта была не замечена современниками.

Возрождение в Испании. В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась на фоне усиления католической идеологии, распространения инквизиции. В первой трети XVI века в испанской живописи столкнулись два влияния: нидерландское и новое итальянское, которое было представлено маньеризмом. Маньеризм, возможно первым, занялся поисками чистого искусства – характерной чертой практически всех последующих поколений европейских художников. Сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм XX века – творческое продолжение маньеризма. Термин маньеризм стал употребляться для обозначения всей живописи XVI столетия от смерти Рафаэля до начала классицизма и барокко, которые сами возникли как реакция на него.

Испанцы, в первую очередь Эль Греко (1541 – 1614), восхищались изящными творениями маньеристов. С 1577 г. художник греческого происхождения стал жить в Толедо (Испания). Сложился его неповторимый индивидуальный стиль: он идеализировал изображаемых людей и, удлиняя их тела и лица, подчинял естественные пропорции выразительности образа. Византийская традиция плоскостной живописи сочеталась у него с контрастностью ярких и тёмных тонов, присущих венецианской школе. Им созданы религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи: «Апостолы Пётр и Павел», «Вид Толедо», «Погребение графа Оргаса».

Если XVI век проходил в Испании под знаком итальянского Возрождения, то в XVII веке начинает доминировать нидерландская живопись. XVII век считается «золотым веком» испанской живописи и литературы. Это эпоха Сервантеса, Гонгора, Лопе де Вега. В первой половине XVII века ещё сказывалось влияние итальянских мастеров, лидировали художественные школы Валенсии и Толедо. Во второй половине XVII века под влиянием фламандцев формируются художественные центры – Мадрид и Севилья.

Франциско де Сурбаран (1598–1664). Необыкновенно мощное чувство реальности: приверженность натуре при предельно лаконичной, даже суровой монументальности. Изображая строгих, захваченных созерцанием или экстатической молитвой монахов, Сурбаран охотно писал и детей, пользуясь ими как моделями для картин на темы детства Христа и Марии.

Диего Веласкес (1599 – 1660) – портретист испанского двора при Филиппе IV. Создавал портреты членов королевской семьи, картины на религиозные и мифологические сюжеты («Вакх»), исторические полотна («Сдача Бреды»), жанровые полотна («Завтрак», «Пряхи»). Произведения позднего Веласкеса предвосхищают искусство импрессионистов.

В литературе широкое распространение получают рыцарские и плутовские романы. Крупным представителем этого жанра является Мигель де Сервантес (1547 – 1616), автор романа «Дон Кихот». Эта книга – повествование о двух началах человеческой природы – романтический идеализм и трезвый практицизм. Хотя эта книга задумывалась автором как развлекательное чтение, она стала образцом серьёзной нравственной литературы.

Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562-1635).

Драматург своим творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500) способствовал бурному расцвету испанской комедии («Учитель танцев», «Собака на сене»).