Рабочая концепция одаренности

Эта концепция одаренности направлена в первую очередь на осмысление феномена одаренности и условий ее развития. В её рамках одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается как динамическая характеристика, т.е. зависящая не только от потенциала личности, но и от факторов среды.

В концепции отмечается, что уровень одаренности — это всегда результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного активностью самого человека, особенностями его обучения, детского опыта, взаимодействием с окружающими людьми, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Также выделяется важность детского возраста как важнейшего периода становления способностей и личности. Таким образом, говоря об одаренной молодежи, мы неизбежно затрагиваем вопросы детской одаренности, так именно в детстве закладываются основные компоненты одаренности и продуктивности личности.