Концепция Б.М. Теплова

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, этот подход наиболее полно и четко был отражен в работе Б.М.Теплова «Способности и одаренность». В концепции Б.М.Теплова основными являются понятия задатков, способностей, одаренности. (Подробнее – в хрестоматии)

Под задатками понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Способности к задаткам не сводятся, задатки – одна из посылок для формирования способностей. Б.М. Теплов разделяет «врожденные» и «наследственные» задатки, то есть делает акцент на том, что к моменту рождения ребенок прошел уже достаточно длительный период внутриутробного развития, и относить его особенности именно к наследственности нет веских оснований.

Задатки нужно развивать и превращать в способности в определенное время – сензитивный период. Если этот период пропустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить. При этом, по Теплову, не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.

Одаренностью, по мнению Теплова, следует считать своеобразное сочетание способностей, необходимых для достижения успеха в какой-либо области. Понятие «одаренность» нужно рассматривать в соотнесении с общественно-историческими формами общественной практики, без такого соотнесения оно бессмысленно.