Информационная инфраструктура

Возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих качественного изменения технологии обработки информации по социальной защите населения. Основные из этих факторов:

- обширность системы правовых норм;

- высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов. Объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения. Отслеживание распространения изменений правовой системы не удовлетворяет требованию единообразия применения ее в практике решения правоприменительных задач, что может вызывать нарушения гарантированных законом прав физических лиц;

- необходимость налаживания должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

- увеличение объемов обрабатываемой информации;

- потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы- минимумы и целевые программы;

- постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты, оперативное выполнение ими новых функций.

Указанные факторы обуславливают необходимость автоматизации практически всех направлений деятельности и функций органов социальной защиты населения. Основные из них указаны в таблице (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Направления деятельности и функций органов социальной защиты населения

№ п/п Направление деятельности Функции
Социально-бытовое обслуживание инвалидов - учет и распределение специального автотранспорта, мотоколясок и кресел – колясок для инвалидов; - обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами, облегчающими жизнь инвалидов; - формирование сметы затрат на социально-бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов.
Социальная защита малоимущих слоев населения - назначение и выплата социальных пособий, компенсаций, субсидий и др.; - обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства; - организация социального обслуживания престарелых граждан; - мониторинг контингента социально незащищенных групп населения; - формирование программ социальной помощи малоимущим слоям населения; - контроль за предоставлением льгот и преимуществ малообеспеченным семьям с детьми; - распределение натуральных видов помощи.
Жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах. - учет материальных ценностей - система стационарных учреждений; - обеспечение реализации программ по содержанию и развитию сети стационарных учреждений; - медицинское обслуживание.
Ветераны - ведение картотеки ветеранов; - организация санаторно- курортного лечения.
Планово-финансовая служба - ведение штатного расписания; - формирование сводного фонда заработной платы; - тарификация служащих органов социальной защиты населения; - составление смет; - контроль за исполнением бюджета.
Бухгалтерский учет и контроль - бухгалтерский учет, контроль и отчетность по районному бюджету. - учет и отчетность по аппарату управления.
Нормативно-правовая служба - регистрация, систематизация и тиражирование нормативно- правовой и методической документации - ведение методического кабинета
Кадры - учет личного состава структур статотчетности и учет учебы кадров; - подготовка проектов приказов и тиражирования их по структурам
Делопроизводство - обработка корреспонденции - контроль за сроками исполнения документов

При создании информационного обеспечения системы предусматривается обязательное использование общероссийских классификаторов и унифицированной системы документации, не исключая возможности использования в отдельных случаях локальных классификаторов и словарей.

В единую социальную информационную городскую сеть информация поступает от соответствующих структур (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Виды информации, поступающей в единую социальную информационную городскую сеть

№ п/п Структура Информация
Органы здравоохранения - медицинская статистика (количество абортов, рождение несовершеннолетними, заболеваний, мертворожденные)
Комитет по образованию - социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; - летний оздоровительный отдых детей из малообеспеченных семей; - ход выполнения программ «дети-инвалиды» и «Дети-сироты»; - организация нестационарных учреждений в помощь семье и детству; - работа внешкольных учреждений
Органы ЗАГСа - статистика (данные о смерти, браках и рождении)
Комитет по труду и занятости - трудоустройство инвалидов, беженцев, бомжей; - расчет прожиточного минимума; - статистические данные по бюджету различных типов семей; - профориентация и трудовая реабилитация детей-инвалидов
Комитет по делам молодежи и спорта - работа с подростками и молодежью по организации досуга; - работа подростковых клубов; - организация центров реабилитации и адаптации подростков
Комитет по делам несовершеннолетних - статистические данные о трудоустройстве подростков до 1 лет; - информация по итогам решений комиссий
Статистика - статистические данные
Управление внутренних дел - статистика о выписанных, прописанных, осужденных, освобожденных из мест заключения.

При разделении функций соцзащиты на подсистемы следует считать принцип этого деления весьма условным, задачи, входящие в подсистему, в равной степени связаны и с ресурсными задачами.

К подсистемам относятся задачи:

1. Назначение и выплата пенсий и пособий.

2. Освидетельствование ВТЭК.

3. Учет малоимущих и клиентов в центрах соцзащиты.

4. Учет пациентов центров реабилитации.

5. Учет проживающих в домах-интернатах.

6. Учет проживающих в приютах и социальных гостиницах.

7. Прикладные задачи медицинского обслуживания и психологической помощи, реабилитации детей с отклонениями в развитии и обучающие программы и т.п.

Необходимо развивать автоматизированные информационные системы по проблемам социально-бытового обслуживания. Прежде всего – это создание единого городского информационного банка данных оценочно-диагностических карт семей, что позволит определять потребности в различных видах социальной помощи и вести учет ее предоставления; анализировать тенденции в социальной сфере и прогнозировать потребности города; обоснованно разрабатывать комплексные адресные программы, а также автоматизированные комплексы задач, реализующих функции учета и организации ресурсов учреждений социальной защиты (трудовых, материально-технических, финансовых, временных, информационных).

Наивысшая эффективность от автоматизации информационных технологий достигается при создании единой городской информационной системы, поддерживающей все аспекты социальной работы. При этом возможны два подхода:

1. Внедрение единого программного обеспечения для решения функциональных задач социальной работы на всех уровнях.

2. Создание единого информационного пространства с унифицированными входными и выходными реквизитами, достаточными для информационного обмена между городскими подразделениями.

Таким образом возникает необходимость создания информационной инфраструктуры (ИИ)

Информационная инфраструктура (ИИ) – это организация целостного взаимодействия информационных потоков.

Создание ИИ, использующей компьютерные технологии, подразумевает комплекс мероприятий, который включает в себя:

- организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);

- технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);

- определение системного программного обеспечения, которое будет использоваться в организации, и создание программно-технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);

- обучение сотрудников организации;

- использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;

- проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);

- обеспечение безопасности информации;

- работу службы эксплуатации и внедрения;

- заполнение базы данных.

Обеспечением создания ИИ, использующей компьютерные технологии, должны заниматься следующие службы (отделы или лаборатории):

1) техническая служба, функции которой заключаются в работах по монтажу, установке оборудования, ремонте и замене оборудования;

2) служба эксплуатации и внедрения. Функции – работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала;

3) группа разработки программного обеспечения.

Информационно-аналитическая система (ИАС) – это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.

При разработке ИАС должен соблюдаться модульный принцип организации приложений и данных поскольку в этом случае могут производиться дополнения и изменения с меньшими затратами и гарантировано отсутствие изменений в частях, которые не затрагиваются при модификации других частей.

Таким образом:

1. ИАС – это открытая, модульная система, использующая архитектуру клиент – сервер с реализацией правил бизнес-логики;

2. уточнение свойств объектов, которыми оперирует ИАС, может быть произведено пользователем на описательном уровне;

3. модули, реализующие новые объекты и функции системы, должны создаваться в основном на уровне сервисов и объектов сервера;

4. рабочие места специалистов (АРМы) должны компоноваться как контейнеры, содержащие модули (экранные формы и процедуры обработки отчетов) работы с отдельными объектами ИАС, и, возможно, создаваться на уровне описаний того, что включает в себя данный АРМ;

5. должны использоваться готовые программные продукты, поддерживающие работу с базами данных. Например, генератор отчетов Crystal Report или MS Excel.