Информационная инфраструктура
Возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих качественного изменения технологии обработки информации по социальной защите населения. Основные из этих факторов:
- обширность системы правовых норм;
- высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов. Объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения. Отслеживание распространения изменений правовой системы не удовлетворяет требованию единообразия применения ее в практике решения правоприменительных задач, что может вызывать нарушения гарантированных законом прав физических лиц;
- необходимость налаживания должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);
- увеличение объемов обрабатываемой информации;
- потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы- минимумы и целевые программы;
- постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты, оперативное выполнение ими новых функций.
Указанные факторы обуславливают необходимость автоматизации практически всех направлений деятельности и функций органов социальной защиты населения. Основные из них указаны в таблице (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Направления деятельности и функций органов социальной защиты населения
№ п/п | Направление деятельности | Функции |
Социально-бытовое обслуживание инвалидов | - учет и распределение специального автотранспорта, мотоколясок и кресел – колясок для инвалидов; - обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами, облегчающими жизнь инвалидов; - формирование сметы затрат на социально-бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов. | |
Социальная защита малоимущих слоев населения | - назначение и выплата социальных пособий, компенсаций, субсидий и др.; - обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства; - организация социального обслуживания престарелых граждан; - мониторинг контингента социально незащищенных групп населения; - формирование программ социальной помощи малоимущим слоям населения; - контроль за предоставлением льгот и преимуществ малообеспеченным семьям с детьми; - распределение натуральных видов помощи. | |
Жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах. | - учет материальных ценностей - система стационарных учреждений; - обеспечение реализации программ по содержанию и развитию сети стационарных учреждений; - медицинское обслуживание. | |
Ветераны | - ведение картотеки ветеранов; - организация санаторно- курортного лечения. | |
Планово-финансовая служба | - ведение штатного расписания; - формирование сводного фонда заработной платы; - тарификация служащих органов социальной защиты населения; - составление смет; - контроль за исполнением бюджета. | |
Бухгалтерский учет и контроль | - бухгалтерский учет, контроль и отчетность по районному бюджету. - учет и отчетность по аппарату управления. | |
Нормативно-правовая служба | - регистрация, систематизация и тиражирование нормативно- правовой и методической документации - ведение методического кабинета | |
Кадры | - учет личного состава структур статотчетности и учет учебы кадров; - подготовка проектов приказов и тиражирования их по структурам | |
Делопроизводство | - обработка корреспонденции - контроль за сроками исполнения документов |
При создании информационного обеспечения системы предусматривается обязательное использование общероссийских классификаторов и унифицированной системы документации, не исключая возможности использования в отдельных случаях локальных классификаторов и словарей.
В единую социальную информационную городскую сеть информация поступает от соответствующих структур (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Виды информации, поступающей в единую социальную информационную городскую сеть
№ п/п | Структура | Информация |
Органы здравоохранения | - медицинская статистика (количество абортов, рождение несовершеннолетними, заболеваний, мертворожденные) | |
Комитет по образованию | - социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; - летний оздоровительный отдых детей из малообеспеченных семей; - ход выполнения программ «дети-инвалиды» и «Дети-сироты»; - организация нестационарных учреждений в помощь семье и детству; - работа внешкольных учреждений | |
Органы ЗАГСа | - статистика (данные о смерти, браках и рождении) | |
Комитет по труду и занятости | - трудоустройство инвалидов, беженцев, бомжей; - расчет прожиточного минимума; - статистические данные по бюджету различных типов семей; - профориентация и трудовая реабилитация детей-инвалидов | |
Комитет по делам молодежи и спорта | - работа с подростками и молодежью по организации досуга; - работа подростковых клубов; - организация центров реабилитации и адаптации подростков | |
Комитет по делам несовершеннолетних | - статистические данные о трудоустройстве подростков до 1 лет; - информация по итогам решений комиссий | |
Статистика | - статистические данные | |
Управление внутренних дел | - статистика о выписанных, прописанных, осужденных, освобожденных из мест заключения. |
При разделении функций соцзащиты на подсистемы следует считать принцип этого деления весьма условным, задачи, входящие в подсистему, в равной степени связаны и с ресурсными задачами.
К подсистемам относятся задачи:
1. Назначение и выплата пенсий и пособий.
2. Освидетельствование ВТЭК.
3. Учет малоимущих и клиентов в центрах соцзащиты.
4. Учет пациентов центров реабилитации.
5. Учет проживающих в домах-интернатах.
6. Учет проживающих в приютах и социальных гостиницах.
7. Прикладные задачи медицинского обслуживания и психологической помощи, реабилитации детей с отклонениями в развитии и обучающие программы и т.п.
Необходимо развивать автоматизированные информационные системы по проблемам социально-бытового обслуживания. Прежде всего – это создание единого городского информационного банка данных оценочно-диагностических карт семей, что позволит определять потребности в различных видах социальной помощи и вести учет ее предоставления; анализировать тенденции в социальной сфере и прогнозировать потребности города; обоснованно разрабатывать комплексные адресные программы, а также автоматизированные комплексы задач, реализующих функции учета и организации ресурсов учреждений социальной защиты (трудовых, материально-технических, финансовых, временных, информационных).
Наивысшая эффективность от автоматизации информационных технологий достигается при создании единой городской информационной системы, поддерживающей все аспекты социальной работы. При этом возможны два подхода:
1. Внедрение единого программного обеспечения для решения функциональных задач социальной работы на всех уровнях.
2. Создание единого информационного пространства с унифицированными входными и выходными реквизитами, достаточными для информационного обмена между городскими подразделениями.
Таким образом возникает необходимость создания информационной инфраструктуры (ИИ)
Информационная инфраструктура (ИИ) – это организация целостного взаимодействия информационных потоков.
Создание ИИ, использующей компьютерные технологии, подразумевает комплекс мероприятий, который включает в себя:
- организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);
- технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);
- определение системного программного обеспечения, которое будет использоваться в организации, и создание программно-технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);
- обучение сотрудников организации;
- использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;
- проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);
- обеспечение безопасности информации;
- работу службы эксплуатации и внедрения;
- заполнение базы данных.
Обеспечением создания ИИ, использующей компьютерные технологии, должны заниматься следующие службы (отделы или лаборатории):
1) техническая служба, функции которой заключаются в работах по монтажу, установке оборудования, ремонте и замене оборудования;
2) служба эксплуатации и внедрения. Функции – работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала;
3) группа разработки программного обеспечения.
Информационно-аналитическая система (ИАС) – это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.
При разработке ИАС должен соблюдаться модульный принцип организации приложений и данных поскольку в этом случае могут производиться дополнения и изменения с меньшими затратами и гарантировано отсутствие изменений в частях, которые не затрагиваются при модификации других частей.
Таким образом:
1. ИАС – это открытая, модульная система, использующая архитектуру клиент – сервер с реализацией правил бизнес-логики;
2. уточнение свойств объектов, которыми оперирует ИАС, может быть произведено пользователем на описательном уровне;
3. модули, реализующие новые объекты и функции системы, должны создаваться в основном на уровне сервисов и объектов сервера;
4. рабочие места специалистов (АРМы) должны компоноваться как контейнеры, содержащие модули (экранные формы и процедуры обработки отчетов) работы с отдельными объектами ИАС, и, возможно, создаваться на уровне описаний того, что включает в себя данный АРМ;
5. должны использоваться готовые программные продукты, поддерживающие работу с базами данных. Например, генератор отчетов Crystal Report или MS Excel.