Оценка техники физического упражнения

 

При оценке уровня сформированности любого двигательного умения и навыка предлагается учитывать незначительные, значительные и грубые ошибки.

Незначительные ошибки:

а) при выполнении упражнений: минимальное отклонение от стандартной техники (образца), которое не нарушает основу общеприобретенной биодинамической структуры движений; незначительные ошибки в деталях техники упражнений, которые не снижают качества показателя этого движения;

б) при устном ответе: нечеткое понимание некоторых фактов, деталей, влияющих на логику построения мысли при раскрытии материала (неуверенность в правильности ответа);

в) при проявлении морально-волевых качеств: неуверенность и нерешительность в действиях, проявления смелости, настойчивости, целостного понимания важности дисциплины и необходимости самостоятельного творческого труда.

За незначительные ошибки оценка может быть снижена на 1-2 балла.

Значительные ошибки:

а) при выполнении физических упражнений: отклонение от стандартной техники, которое не изменяет биодинамической структуры движений, но снижает количественные показатели или увеличивает время для выполнения упражнений. Значительное отклонение в деталях техники физических упражнений, которое снижает количественные показатели или увеличивает время на освоение этого двигательного действия;

б) при устном ответе: непонимание некоторого фактического материала и как следствие - неполный ответ на вопрос. Отсутствие знаний основного и дополнительного материала по изучаемым темам, неумение объяснить материал, основами которого владеет ученик. Неуверенный ответ с помощью подсказок. Слабая ориентация в деталях вопроса, который задал учитель ученику;

в) при проявлении морально-волевых качеств: отсутствие уверенности, решительности, смелости, настойчивости, самостоятельности, целеустремленности при выполнении двигательного действия, при организации занятий, проведении игр и соревнований. Отсутствие целостного понимания, убежденности в важности и необходимости труда и дисциплины в жизни человека. Отсутствие связи между пониманием моральных и волевых качеств и проявлением их на практике (например, ученик нарушает правила поведения, хотя их знает).

За значительные ошибки оценка может быть снижена на 3-6 баллов.

Грубые ошибки:

а) при выполнении физических упражнений допускаются значительные отклонения от основ и деталей техники, которые препятствуют формированию основного двигательного стереотипа (навыка) и отрицательно отражаются на результативности этого упражнения;

б) при устном ответе: плохое понимание в целом или непонимание отдельных частей конкретного теоретического материала, что мешает правильному ответу на вопрос;

в) при проявлении морально волевых качеств - неумение или нежелание соблюдать правила поведения в процессе занятий, что может привести к травматизму. Непонимание важности и необходимости самостоятельной работы. Нарушение правил техники безопасности. Отсутствие целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, самостоятельности при двигательной и умственной деятельности.

За грубые ошибки оценка может быть снижена на 7-9 баллов.

В соответствии с фазами формирования двигательного навыка выделены три основных уровня освоения движения: низкий (умение), средний (навык-репродукция), высокий (вариативный навык). Им предшествует состояние «предумение», когда уже сформировано определенное представление о движении, но оно выполняется учащимися с грубыми ошибками, искажающими технику. В основу критериев оценки двигательных умений и навыков положены показатели, сложившиеся в методике физического воспитания (таблица 17).

 

Таблица 15