ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие
КУРС ЛЕКЦИЙ
ИНФОРМАТИКА
Данное учебное пособие написано на основе опыта преподавания автором курса "Информатика" в Орловском государственном аграрном университете на экономическом факультете.
Помимо информационно-вычислительных задач, решение которых осуществляется по заданному алгоритму, компьютерные технологии все активнее используют для реализации интеллектуальных процессов, процессов поиска решения, когда конечный результат не предсказуем, а является плодом логических заключений и выводов, к которым компьютер приходит "самостоятельно". В основу "мыслительной деятельности" компьютера также положен программный принцип реализации. Принципы моделирования интеллектуальных процессов — процессов приобретения, накопления и использования знаний имеют свои ярко выраженные особенности, которые позволяют выделитьих в отдельный класс компьютерных систем и технологий, относящихся к системам искусственного интеллекта, в том числе к экспертным системам. Вершиной таких технологий является т.н. нейронные сети, основанных на модели мыслительной деятельности человеческого мозга.
Прорыв в области высокоскоростных коммуникаций, ориентация сети Internet на реализацию коммерческих приложений привели к тому, что объем данных, требующих осмысленной обработки, возрос настолько, что появилась реальная потребность в простых в обращении, но достаточно гибких программах для осмысленного анализа лавинообразного потока "сырой" информации. В результате возник рынок интеллектуальных систем нового поколения. Стали появляться программы, способные самостоятельно, без предварительного обучения на опыте эксперта, извлекать информацию (знания) из баз данных большого объема и глобальных информационных сетей. Темпы роста нового рынка и интерес, проявляемый к нему со стороны бизнесменов и политиков, позволяют специалистам предсказывать ему большое будущее. В настоящее время нет строго определенного термина, обозначающего новый класс интеллектуальных систем. Чаще всего для их обозначения используется англоязычное словосочетание "data mining". В русскоязычной литературе можно встретить названия "системы добычи данных", "системы извлечения знаний", DM-системы и др.
Несмотря на поражающие воображение успехи новейших информационных и компьютерных технологий, по-прежнему остается актуальной задача освоения фундамента, определяющего эффективность их применения для решения конкретных задач. По нашему глубокому убеждению, основанному на многолетнем опыте работы в различных отраслях науки и техники только специалист, вооруженный фундаментальными знаниями в области математики и информатики, способен грамотно поставить задачу, решить ее с помощью компьютерных программ.
Курс, предлагаемый читателю, содержит двенадцать лекций по информатике. Ее особенность — отсутствие "инструкций" по применению тех или иных программных продуктов, столь "загромождающих" подобные издания.
Завершает курс лекций список использованной и рекомендуемой студентам литературных источников. Этот список, помимо "фундаментальных" источников, включает статьи, преимущественно последних лет издания, в журналах "Компьютер Пресс", "Мир ПК", "Информационные технологии", "СУБД", руководства по эксплуатации и применению программ.
Вводная лекция
Роли информатики и информационных технологий в развитии общества
Обсуждаются признаки и сущность процесса информатизации современного общества и роль компьютерных технологий в развитии экономики, производства и управления.
План лекции
1. Информационные технологии
2. Синтаксический аспект
3. Семантический аспект
4. Прагматический аспект
5. Информационные ресурсы