ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие

КУРС ЛЕКЦИЙ

ИНФОРМАТИКА

 

Данное учебное пособие написано на основе опыта преподавания автором курса "Информатика" в Орловском государственном аграрном университете на экономическом факультете.

Помимо информационно-вычислительных задач, ре­шение которых осуществляется по заданному алгоритму, компьютерные технологии все активнее используют для реализации интеллектуальных про­цессов, процессов поиска решения, когда конечный результат не предсказуем, а является плодом логических заключений и выводов, к которым компьютер приходит "самостоятельно". В основу "мыслительной деятельности" компь­ютера также положен программный принцип реализации. Принципы моделирования интеллектуальных процес­сов — процессов приобретения, накопления и использования знаний имеют свои ярко выраженные особенности, которые позволяют выделитьих в отдельный класс компьютерных систем и технологий, относящихся к системам искусствен­ного интеллекта, в том числе к экспертным системам. Вершиной таких технологий является т.н. нейронные сети, основанных на мо­дели мыслительной деятельности человеческого мозга.

Прорыв в области высокоскоростных коммуникаций, ориентация сети Internet на реализацию коммерческих прило­жений привели к тому, что объем данных, требующих осмыс­ленной обработки, возрос настолько, что появилась реальная потребность в простых в обращении, но достаточно гибких программах для осмысленного анализа лавинообраз­ного потока "сырой" информации. В результате возник рынок интеллекту­альных систем нового поколения. Стали появляться програм­мы, способные самостоятельно, без предварительного обуче­ния на опыте эксперта, извлекать информацию (знания) из баз данных большого объема и глобальных информационных се­тей. Тем­пы роста нового рынка и интерес, проявляемый к нему со сто­роны бизнесменов и политиков, позволяют специалистам пред­сказывать ему большое будущее. В настоящее время нет строго определенного термина, обо­значающего новый класс интеллектуальных систем. Чаще всего для их обозначения используется англоязычное словосочетание "data mining". В русскоязычной литературе можно встретить названия "системы добычи данных", "системы извлечения знаний", DM-системы и др.

Несмотря на поражающие воображение успехи новейших информационных и компьютерных технологий, по-прежнему остается актуальной задача освоения фундамента, определяющего эффективность их применения для решения конкретных задач. По нашему глубокому убеждению, основанному на многолетнем опыте работы в различных отраслях науки и техники только специалист, вооруженный фундаментальными знаниями в области математики и информатики, способен грамотно поставить задачу, решить ее с помощью компьютерных программ.

Курс, предлагаемый читателю, содержит двенадцать лекций по информатике. Ее особенность — отсутствие "инструкций" по применению тех или иных программных продуктов, столь "загромождающих" подобные издания.

Завершает курс лекций список использованной и рекомендуемой студентам литературных источников. Этот список, помимо "фундаментальных" источников, включает статьи, преимущественно последних лет издания, в журналах "Компьютер Пресс", "Мир ПК", "Информационные технологии", "СУБД", руководства по эксплуатации и применению программ.

 

 

Вводная лекция

Роли информатики и информационных технологий в развитии общества

Обсуждаются признаки и сущность процесса информатизации современного общества и роль компьютерных технологий в развитии экономики, производства и управления.

План лекции

1. Информационные технологии

2. Синтаксический аспект

3. Семантический аспект

4. Прагматический аспект

5. Информационные ресурсы