Финансовые методы увеличения капитала
Основным методом увеличения капитала является возрастание реинвестируемой прибыли, связанное, с одной стороны, с формированием прибыли, а с другой, с решениями финансового менеджера о распределении прибыли и расширении ее инвестируемой части. Как правило, решения при инвестировании принимаются по следующим основным критериям: эффективность (высокая рентабельность, доходность), окупаемость, уровень риска (достаточно низкая степень риска утраты дохода) и ликвидность.
К финансовым методам увеличения капитала можно отнести: эмиссию и куплю-продажу акций, облигаций, векселей, фьючерсов (соглашение поставить, продать товар в определенном количестве, по цене оговоренной при заключении контракта, в будущем, в обозначенный в контракте срок) и других ценных бумаг, в том числе операции с иностранной валютой, а также лизинг, ипотеку и прочие кредитные формы привлечения денежных ресурсов. Однако чисто финансовыми методами, являются: привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли; все законные способы оптимизации налоговых платежей (в т.ч. и оффшорные операции); франчайзинг.
Франчайзингом называют продажу лицензии (франшизы) или прав пользования товарным знаком, технологиями, консультациями, другими методами работы на рынке известной фирмы (франчайзера) малоизвестной фирме (франчайзи). Это обеспечивает обоюдную выгоду сторон и вовлечение капитала франчайзи в бизнес франчайзера, укрепляя конкурентоспособность последнего и качество продукции, работ и услуг, поскольку франчайзи, как правило, обязуется соблюдать предписанные франчайзером стандарты качества и технологий.
Методы такой мобилизации инвестиционного капитала разнообразны. Это — получение франчайзером дохода практически из всех названных выше источников, а также от аренды и субаренды земли, которую арендует и благоустраивает франчайзи для организации франчайзером своих производств и последующей их субаренды, от совместной производственной, торговой, рекламной и финансовой деятельности.
Однако финансовая схема франчайзинга всегда одинакова: акт продажи франшизы сопровождается первым, разовым платежом, вносимым иногда частями, а затем производятся систематические платежи за услуги, оказываемые франчайзером франчайзи согласно контракту. Например, за реализацию товаров или отдельных ассортиментных групп продукции франчайзера, рекламу, предоставление гарантии или залога для привлечения ссуд и средств инвесторов, скидки на все виды деятельности, в том числе на организацию новых производств, обучение, консалтинговую помощь в бизнесе и т.п.
Раздел 6. Бюджетирование
В разделе раскрыты основные методы финансового планирования на предприятии и их взаимосвязь с бюджетированием. Объяснен процесс бюджетирования. Дано понятие сводного (кассового) бюджета, раскрыты возможности его применения, названы основные документы необходимые для его составления и факторы на него влияющие.