ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
1. Цель профессиональной психологической помощи сводится к (выберите один ответ)
1ответ1
облегчению душевных страданий клиента, столкнувшегося с проблемной ситуацией
1ответ1
предоставлению уникальной возможности свободно поговорить о проблеме в доверительной обстановке с понимающим и принимающим собеседником
1ответ1
адекватному отражению и разделению чувств человека, оказавшегося в проблемной ситуации
1ответ1
развитию внутренних способностей клиента разрешить возникшую проблемную ситуацию
2. Специфика профессиональной психологической помощи заключается в том, что она, прежде всего, может быть оказана при одном условии (выберите один ответ)
1ответ1
только в условиях специализированного учреждения, имеющего подготовленных специалистов и необходимые условия, обеспечивающие безопасность и доверие между клиентом и психологом
1ответ1
при активном желании (мотивированности) клиента к изменениям
1ответ1
только на платной основе, исключающей возможность установления «приятельских» отношений с клиентом
1ответ1
подготовленным специалистом любому человеку, оказавшемуся в проблемной или кризисной ситуации
3. Чтобы сформировалась ситуация психологической помощи, человек, её оказывающий, прежде всего, должен (выберите один ответ)
1ответ1
иметь теоретические знания в области психологии
1ответ1
восприниматься клиентом в качестве человека, способного помочь
1ответ1
владеть практическими навыками разрешения психологических проблем
1ответ1
иметь опыт оказания психологической помощи
4. Какая из нижеперечисленных целей является минимально достаточной для положительной оценки эффективности психологической помощи? (выберите один ответ)
1ответ1
разрешение заявленной клиентом проблемы
1ответ1
удовлетворение клиента в процессе работы над проблемой
1ответ1
изменение отношения к проблеме
1ответ1
появление нового взгляда на проблему (расширение границ видения проблемы)
5. Какова нижняя граница интенсивности, при которой психологическая помощь является эффективной? (выберите один ответ)
1ответ1
не реже одного раза в неделю при продолжительности одного занятия 1-1,5 часа
1ответ1
не реже одного раза в неделю при продолжительности одного занятия 2,5-3 часа
1ответ1
не реже двух раз в неделю при продолжительности одного занятия 1-1,5 часа
1ответ1
не реже двух раз в неделю при продолжительности одного занятия 2,5-3 часа
6. Экологичным можно назвать такое пространство психологической помощи, которое обеспечивает (выберите один ответ):
1ответ1
биологически оптимальный уровень зашумленности, освещенности и загрязненности
1ответ1
возникновение состояния физического расслабления
1ответ1
свободные перемещения и взаимодействие в процессе работы
1ответ1
возникновение у клиента чувства доверия и безопасности самораскрытия
7. Какие качества личности психолога, оказывающего психологическую помощь, являются общепринятыми во всех направлениях прикладной психологии? (выберите один ответ)
1ответ1
директивность, умение направлять коррекционный процесс к поставленной цели
1ответ1
коммуникативность, уверенность, высокая самооценка
1ответ1
эмпатичность, искренность, аутентичность
1ответ1
высокий интеллект, образованность, осторожность
8. Что в первую очередь интересует психолога, работающего в психодинамической парадигме психологической помощи? (выберите один ответ)
1ответ1
трудности, с которыми сталкивался человек в отношениях с матерью в раннем детстве
1ответ1
трудности, с которыми сталкивается человек в отношениях с матерью в настоящем времени
1ответ1
вытесняемые сексуальные влечения клиента
1ответ1
отношения власти, которые реализует клиент в социальном взаимодействии с партнерами
9. С чем преимущественно работает психолог, оказывающий краткосрочную психологическую помощь в рамках психодинамического подхода? (выберите один ответ)
1ответ1
глубина и перенос чувств, возникающие у клиента в ходе работы
1ответ1
глубина и перенос чувств, возникающие у психолога в процессе работы
1ответ1
с вытесняемыми сексуальными влечениями клиента
1ответ1
с дезадаптивными убеждениями клиента в отношении различных аспектов своей жизни
10. Проработка в психоанализе – это (выберите один ответ)
1ответ1
стандартная процедура интерпретации
1ответ1
направление пациентом хода его ассоциаций, которое позволяет психологу проникнуть в суть симптома
1ответ1
соединение процессов интерпретации и преодоления сопротивления
1ответ1
система процедур для сохранения контроля психолога над реакциями переноса
11. Каким путем с точки зрения трансактного анализа образуется состояние «Ребенок»? (выберите один ответ)
1ответ1
осознанным выбором «детского» поведения
1ответ1
чувствами, импульсами и спонтанными действиями
1ответ1
через невротическую регрессию
1ответ1
вследствие психофизиологической незрелости
12. В гуманистической модели оказания психологической помощи предполагается (выберите один ответ):
1ответ1
осознание вытесненного детского опыта отношений
1ответ1
осознание того, что вытеснено из восприятия себя в текущем опыте жизни
1ответ1
осознание уникальности и ценности индивидуального бытия личности
1ответ1
осознание неадекватности когниций, составляющих образ «Я»
13. В процессе гуманистически ориентированной психологической помощи психолог (выберите один ответ)
1ответ1
инициирует процессы изменения и самоактуализации личности
1ответ1
моделирует и направляет процессы изменения и самоактуализации личности
1ответ1
интерпретирует опыт клиента с точки зрения его продвижения на пути изменения и самоактуализации
1ответ1
восстанавливает рефлексивные способности клиента
14. Оперантное обусловливание определяется как (выберите один ответ)
1ответ1
обусловливание с помощью технических средств
1ответ1
обусловливание посредством экспериментальных процедур
1ответ1
обусловливание событиями, которые следуют за реакцией
1ответ1
обусловливание стимулом, взывающим реакцию
15. Метод систематической десенсибилизации состоит в (выберите один ответ):
1ответ1
дозированном предъявлении вызывающих страх стимулов
1ответ1
систематическом использовании строгой последовательности коррекционных техник
1ответ1
детальном анализе индивидуальных факторов, провоцирующих возникновение чувства страха
1ответ1
системе приемов переубеждения
16. По А. Бандуре, моделирование поведения (социальное научение) – это (выберите один ответ):
1ответ1
поэтапное формирование сложных видов поведения из простых единиц
1ответ1
формирование продуктивных поведенческих паттернов методом проб и ошибок
1ответ1
выработка когнитивных моделей продуктивного поведения
1ответ1
научение продуктивному поведению через наблюдение и подражание (исполнение)
17. В «А-В-С модели» А. Эллиса «А» означает (выберите один ответ):
1ответ1
атрибуции
1ответ1
какое-нибудь событие в жизни
1ответ1
аффекты
1ответ1
аттитюды
18. Метод когнитивной реатрибуции А. Бека направлен на (выберите один ответ):
1ответ1
изменение содержания автоматически возникающих мыслей
1ответ1
приписывание ответственности за возникновение проблемы окружающим
1ответ1
приписывание ответственности за возникновение проблемы себе
1ответ1
изменение смысла и значения проблемных ситуаций и переживаний
19. Согласно экзистенциально-феноменологическому подходу к психологической помощи, основной причиной проблемного поведения является (выберите один ответ)
1ответ1
страх одиночества
1ответ1
избыточный социальный контроль
1ответ1
нарушения функционирования системы социальных связей и отношений
1ответ1
рассогласование актуального опыта и идеального «Я»
20. Конструктивистская парадигма психолого-педагогической коррекции рассматривает психологические проблемы как следствие (выберите один ответ)
1ответ1
соответствующего (проблемного) вербального описания ситуации
1ответ1
восприятия ситуации посредством ложных когнитивных установок
1ответ1
атрибутивных процессов
1ответ1
неадекватно функционирующей системы межличностных отношений
21. Что называется нарративом в конструктивистской парадигме психологической помощи? (выберите один ответ)
1ответ1
это цепь событий, связанных в определенные последовательности в некотором промежутке времени, которым придается сюжетный смысл.
1ответ1
это устное или письменное изложение клиентом истории возникновения проблемы
1ответ1
это комментарии, которые психолог дает рассказу клиента о своей проблеме
1ответ1
это комментарии, которые клиент дает своему рассказу о проблеме согласно вопросам психолога
22. Какие три базовые процесса конструирования образа мира выделяются в нейролингвистическом программировании? (выберите один ответ)
1ответ1
вербализация, идеафикация, концептуализация
1ответ1
концептуализация, генерализация, якорение
1ответ1
генерализация, опущение, искажение
1ответ1
якорение, визуализация, эмпатия
23. С точки зрения системного подхода, наиболее важным воздействием психолога на дисфункциональную систему отношений является (выберите один ответ)
1ответ1
перераспределение властных отношений в системе и защита дискриминируемого члена
1ответ1
изменение убеждений членов системы, поддерживающих проблемное взаимодействие
1ответ1
определение и нейтрализация проблемного члена системы
1ответ1
повышение открытости и ясности коммуникации членов системы
24. Какие три базовые кризиса системы отношений, приводящих к возникновению психологических проблем, вы знаете? (выберите один ответ)
1ответ1
кризис первого года, кризис 3-5 лет, кризис 7 лет
1ответ1
возникновение новых отношений, появление нового члена, уход члена из системы
1ответ1
кризис доверия, кризис уверенности, кризис понимания
1ответ1
кризис автономности, кризис чувств, экзистенциальный кризис (утрата смысла)
25. В системной парадигме психологической помощи для изменения устойчивой проблемной ситуации и создания условий личностного роста клиентов психолог должен (выберите один ответ)
1ответ1
спровоцировать кризис, который дестабилизирует дисфункциональную систему отношений
1ответ1
совместно с клиентами проанализировать историю появления проблемной ситуации и выявить события, послужившие причиной возникновения проблемы в отношениях
1ответ1
определить в процессе взаимодействия с клиентами действительного виновника возникновения проблемной ситуации и с помощью механизма группового влияния изменить его дисфункциональные убеждения
1ответ1
разработать систему психологических воздействий на факторы, поддерживающие проблемную ситуацию, с учетом иерархии отношений и имеющихся паттернов взаимодействия между членами группы.
26. Что понимается под специфическими отношениями между психологом и клиентом в рамках эклектичной парадигмы психолого-педагогической коррекции? (выберите один ответ)
1ответ1
непродуктивные отношения, связанные с феноменом контр-переноса
1ответ1
гибкий выбор стиля отношений, отвечающего ожиданиям, проблемам и целям клиента во время встречи
1ответ1
отношения, связанные с обучением эффективным навыкам социального взаимодействия
1ответ1
эмоционально насыщенные личные (дружеские) отношения, используемые для повышения эффективности психологического воздействия
27. Техника «наведения моста» в мультимодальной концепции А. Лазаруса направлена на (выберите один ответ)
1ответ1
установление продуктивного контакта психолога с клиентом
1ответ1
перевод описания проблемы из одной модальности в другую для полной оценки ситуации
1ответ1
поощрение детального описания проблемы в рамках ведущей для клиента модальности с целью повышения точности оценки ситуации
1ответ1
стимулирование поиска клиентом имеющегося в опыте неосознаваемого ресурса для разрешения проблемной ситуации
28. На чем делается акцент при проведении мотивационного интервью? (выберите один ответ)
1ответ1
на психопатологических состояниях, которые мешают клиенту адекватно оценивать свое состояние
1ответ1
на несоответствии характеристик потенциального клиента социальным ожиданиям
1ответ1
на предоставлении убедительных доказательств проблемности поведения потенциального клиента
1ответ1
на выявлении и разрешении противоречий (амбивалентных чувств, установок или отношений), связанных с проблемным поведением
29. Что из перечисленного допустимо делать психологу в ходе мотивационного интервью (выберите один ответ)
1ответ1
конфронтировать с мнением клиента
1ответ1
вызывать у клиента чувство вины и стыда по поводу своего проблемного поведения
1ответ1
давать оценку проблемности поведения клиента
1ответ1
усиливать личную ответственность клиента за свое проблемное поведение
30. Согласно концепции Дж. Прочаски и К. Диклементе, цикл изменения поведения начинается (выберите один ответ)
1ответ1
с размышления о возможности изменения
1ответ1
с постановки реалистичной и достижимой цели
1ответ1
после идентификации проблемных аспектов своего поведения
1ответ1
когда окружающие люди начинают проявлять беспокойство о поведении клиента
31. Цель программы модификации поведения является адекватной, когда она
1ответ1
обоснована с помощью адекватных психодиагностических методик
1ответ1
согласуется с требованиями ситуации, в которой находится клиента
1ответ1
соответствует ожиданиям социального окружения и хорошо обоснована
1ответ1
соответствует ценностным установкам и желаниям клиента
32. Какой вариант одного из компонентов рабочего контракта на оказание психологической помощи являетсяоптимально сформулированным с точки зрения достижения целей психолого-педагогической коррекции? (выберите один ответ)
1ответ1
опоздания и пропуски встреч являются нежелательными
1ответ1
опоздания и пропуски встреч являются недопустимыми
1ответ1
опоздания и пропуски встреч возможны при условии предварительного уведомления
1ответ1
опоздания и пропуски встреч нежелательны, но возможны в случае возникновения непредвиденных обстоятельств
33. Главным признаком, дающим основание для выбора системного подхода к психологической коррекции семейных отношений, является (выберите один ответ)
1ответ1
наличие у клиента проблемы, возникновение которой связано с нарушениями семейной жизни
1ответ1
наличие негативных чувств, связывающих членов семьи (вина, эмоциональное отвержение одного из членов, страх перед ответственностью исполнения семейной роли и т.п.)
1ответ1
выраженная заинтересованность членов семьи в разрешении психологической проблемы её члена
1ответ1
возникновение затруднений в общении и взаимодействии между членами семьи
34. Стандартная генограмма семьи (по М. Боуэну) в виде «дерева», используемая в психолого-педагогической коррекции, позволяет клиенту визуализировать и осознать (выберите один ответ)
1ответ1
генетические факторы проблемного взаимодействия членов семьи друг с другом
1ответ1
степень социально-психологической дистанции между членами семьи
1ответ1
общие паттерны и характер взаимодействия членов семьи друг с другом
1ответ1
содержание и функции «семейного мифа»
35. Циркулярное интервью в психолого-педагогической коррекции семьи направлено на (выберите один ответ)
1ответ1
прояснение способов взаимодействия в семье посредством заполнения каждым членом специальных циркулярных опросников
1ответ1
прояснение способов взаимодействия в семье в процессе поочередного задавания психологом одних и тех же вопросов каждому члену
1ответ1
прояснение скрытой коммуникации между членами семьи через регулируемое психологом поочередное взаимное расспрашивание ими друг друга относительно происходящего на сессии
1ответ1
прояснение скрытой коммуникации между членами семьи через свободное расспрашивание ими друг друга относительно происходящего на сессии в условиях доверия и безопасности, гарантируемыми психологом
36. С точки зрения социально-психологических концепций, на этапе информирования в процессе воздействия на проблемное поведение, намерение к изменению может сформироваться у клиента (выберите один ответ)
1ответ1
в случае узнавания об отрицательных следствиях проблемной модели поведения
1ответ1
в случае узнавания о положительных следствиях новой модели поведения
1ответ1
в случае узнавания о большем количестве преимуществ новой модели поведения по сравнению с проблемной
1ответ1
в случае узнавания о большем количестве недостатков проблемной модели поведения по сравнению с новой
37. На каком этапе моделирования поведения по А. Бандуре необходимо осуществлять позитивное подкрепление новой модели? (выберите один ответ)
1ответ1
на этапе получения информации о новой модели (например, во время беседы, лекции или демонстрации образца желаемого поведения)
1ответ1
сразу после получения информации о новой модели (для ее закрепления и сохранения позитивных воспоминаний, связанных с узнаванием новой модели)
1ответ1
на этапе реализации новой модели поведения (например, при попадании в ситуации, предполагающие реализацию новой модели)
1ответ1
после успешной реализации новой модели поведения (когда клиент начинает уверенно демонстрировать новые поведенческие навыки)
38. В теории планируемого поведения И. Айзена социальный контроль поведения влияет на (выберите один ответ)
1ответ1
намерение следовать новой поведенческой модели
1ответ1
отношение клиента к новой модели поведения
1ответ1
чувство самоэффективности (осознание способности контролировать свое поведение)
1ответ1
субъективные нормы, в которые вписывается новая модель поведения
39. При оказании психологической помощи человеку, находящемуся на этапе шока в состоянии утраты, необходимо (выберите один ответ)
1ответ1
как можно быстрее снизить эмоциональный накал, обращаясь к рациональным компонентам психики человека
1ответ1
дать человеку возможность проявить своё горе в требуемом для него объеме и в желаемых формах, просто находясь с ним/ней рядом или поблизости
1ответ1
всячески поощрять человека на максимально полное эмоциональное выражение горя, обеспечивая ему/ей поддержку, находясь с ним рядом или поблизости
1ответ1
подстроиться к эмоциональному состоянию и совместно с человеком пережить всю остроту испытываемых им/ей чувств
40. Психологическую работу по изменению (психокоррекции) состояния клиента в ситуации утраты нужно начинать на этапе (выберите один ответ)
1ответ1
депрессии
1ответ1
торга
1ответ1
отрицания
1ответ1
шока
[1] Большой толковый психологический словарь / Ребер А. Том 2 (П-Я). – М.: Вече, АСТ, 2000.
[2] Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. – М.: 2006
[3] Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 43-45.
[4] Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. – 2002. № 1. С. 38-44.
[5] С. Глэддинг. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. С. 199.
[6] http://www.adic.org.ua/sirpatip
[7] Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия. - Киев: Наукова думка, 2003.
[8] Напр., В. Лейбин. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.