Лекция 16. Динамика личностных реакций в ситуациях утраты и работа с ними.

1. Личностные реакции в ситуации утраты.

2. Техники оказания помощи в кризисных и экстремальных ситуациях

 

Вопрос 1. Элизабет Кюблер-Росс выделяет четыре вида личностных реакций на утрату:

- отрицание утраты и изоляция;

- гнев;

- попытки договориться с судьбой (изменить ситуацию);

- депрессия;

- принятие.

Эти элементы в той или иной мере описываются различными авторами (как мы уже видели в предыдущем вопросе, эти реакции предстают в виде удара (шока - эта реакция не выделяется Кюблер-Росс), ужаса (гнев), бегства (отрицание утраты). Но для оказания психологической помощи классификация Кюблер-Росс более удачна (она охватывает не только реакции, связанные с самой утратой, но и дальнейшее развитие психологического состояния – попытки что-то изменить, депрессию и принятие). В практике оказания помощи целесообразно модифицировать классификацию Кюблер-Росс, добавив к выделенным ею реакциям реакцию шока в качестве отдельной. Сама автор говорит о такой реакции как разновидности протекания реакции отрицания. Она пишет, что «в общем, первой реакцией может стать потрясение, от которого он постепенно оправляется». И только после этого постепенно начинает отрицать факт утраты.

Отрицание является защитной реакцией и не протекает монолитно. Человек просто вытесняет неприятный факт, подсознательно учитывая произошедшее. Фактически, люди на второй фазе отрицания демонстрируют резкие скачки от практически полного отрицания и изоляции от людей, которые символически связаны с напоминаниями об утраты, до настойчивых попыток приблизиться к неминуемому. Важно позволить человеку отрицать утрату как угодно долго.

Когда человек не в силах отрицать очевидное, его переполняет ярость, раздражение, которые связаны с ужасом осознания непоправимого. Возникает логичный вопрос «Почему я?». С этапом гнева справиться очень трудно, поскольку гнев распространяется во всех направлениях. Для оказывающего помощь основной трудностью на этом этапе оказывается недостаток эмпатии. Гнев не направлен на личность оказывающего помощь. Это крик души. Поэтому человеку важно дать выговориться и предоставить принятие и понимание, не оценивать нелогичность гневливых поступков.

Этап торга длится недолго. Мотивом выступает следующая сентенция: «Если судьба не откликнулась на мое возмущение, то, возможно, откликнется на увещевание». Это, по сути, инфантильная реакция в попытке отсрочить неизбежное, установить некую черту (лучше – подальше). Такая реакция может указывать на скрытое чувство вины, которое необходимо обсудить с психологом.

Депрессивные реакции могут быть связаны с осознанием невозможности договориться. При этом депрессивные мысли связаны либо с прошлыми потерями, либо с потерями в будущем. Но депрессия является необходимым этапом подготовки к принятию потери. На этом этапе нельзя скрашивать ситуацию, нельзя отрицать горе. Здесь важно просто быть рядом и не утешать. Когда человек в результате утраты начинает демонстрировать депрессивную реакцию, ему можно оказать профессиональную (а не бытовую) психологическую помощь. На других этапах реагирования на утрату возможна только бытовая психологическая помощь. Депрессивная реакция связана с осознанием того факта, что восстановление прежней жизни уже невозможно и требуются какие-либо изменения. До этого человек надеется, что можно все вернуть, не изменяя в своей жизни чего-либо кардинально. Отсутствие намерения изменяться позволяет оказать психологическую помощь только на бытовом уровне – в виде поддержки и разделения гнета тяжелых переживаний. Без профессиональной психологической помощи выходом из депрессивного состояния может стать капитуляция – признание факта утраты без интеграции оставшихся в поврежденной личностной структуре элементов.

Смирение (принятие) не следует путать с капитуляцией. Принятие предполагает интеграцию оставшейся личностной структуры, включение утраты в изменившийся образ личности, что позволяет пережить нанесенную утратой травму и определить будущее в новом формате.

Переход по этим фазам от одной реакции к другой не является линейным, человек может регрессировать под воздействием разнообразных провоцирующих факторов, нарушающих равновесие этапа принятия.

Вопрос 5. Базовые психологические техники оказания помощи в кризисных и экстремальных ситуациях можно разделить на два блока: техники самопомощи и техники, применяемые людьми из социального окружения.

Что может сделать человек сам для себя в стрессовой ситуации?

1. Физические упражнения могут помочь ослабить стресс. Чередование интенсивных физических нагрузок и расслабление поможет решить физические проблемы. Делайте повседневные житейские дела.

2. Помнить, что переживаемые реакции – это нормальные реакции на ненормальные обстоятельства.

3. Больше говорить с другими людьми. Разговор позволяет разделить тяжелые чувства. Говорить нужно о своих переживаниях, а не о том, что случилось. Если есть возможность, поговорите с теми, кто в прошлом перенес тяжелые утраты. Узнавайте о том, что для вас важно.

4. Принимать поддержку от тех, кто вас любит, от друзей, соседей. Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранить связи с людьми. Проводите больше времени с близкими (возможно, они тоже находятся в тревоге). Периодические встречи с друзьями и людьми, переживающими похожую ситуацию, окажут вам поддержку.

5. Позволить себе страдать. Страдание развивается от потери. И это совершенно правильно – страдать из-за утраты. Вы не сможете найти и сохранить утраченное, если не осознаете значение утраченного для себя лично.

6. Когда вы чувствуете себя плохо, напомните себе, что другие тоже страдают.

7. Не надо ничего немедленно изменять в жизни и принимать ответственных решений. В периоды выраженного стресса мы склонны к ошибочным решениям.

8. Действуйте только теми способами и в том темпе, которые вам были свойственны до стресса, т.е. обычными методами.

9. Давайте себе возможность отдыхать и хорошо питаться. Не избегайте занятий, которые доставляют вам удовольствие.

10. Будьте добры к себе.

11. Уделите внимание внутреннему состоянию и потребностям: не делайте того, чего не хотите. Попытайтесь отметить для себя, что в вашей жизни оказалось оживленным, актуализированным под воздействием стрессового события (что всплыло в памяти, с кем и о чем захотелось поговорить, что выяснилось из вашего прошлого и т.д.).

12. Воздержитесь от разговоров о будущих изменениях в жизни, о том, как вы будете справляться со стрессом.

13. Если вы религиозны – уделите внимание вашей вере и духовным потребностям.

Также человек может самостоятельно произвести когнитивную оценку сложившейся ситуации.

ОКАЗАВШИСЬ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ:

· установите, что именно в этой ситуации является стрессовым для вас?

· обратите внимание на ваши поведенческие реакции: как вы реагируете?

· подышите глубоко и задайте себе следующие вопросы:

 

МОГУ ЛИ Я ИЗБЕЖАТЬ ЭТОЙ СИТУАЦИИ?

 

ДА   НЕТ
 
КАК?  
уйти из ситуации  
не говорить о ней  
не затрагивать некоторые темы  

 

ХОЧУ ЛИ Я ИЗБЕЖАТЬ ЭТОЙ СИТУАЦИИ?

 

ДА НЕТ
Определите план в терминах поведения: 1___________ 2___________ 3___________  
расслабьтесь  

 

МОГУ ЛИ Я ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ?

 

  ДА НЕТ
   
  КАК?  
  попросить кого-то вести себя иначе  
  обратиться к своим чувствам  
  сменить обстановку  

 

ХОЧУ ЛИ Я ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ?

 

ДА НЕТ  
План действий    

 

Я ДОЛЖЕН ПРИСПОСОБИТЬСЯ К СИТУАЦИИ

 

КАК Я МОГУ УМЕНЬШИТЬ СВОИ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ?

 

А. Изменить свое отношение: Ø взглянуть на стресс как на возможность научиться подумать о том, что в моей жизни хорошо Ø подумать о том, много ли будет подобных ситуаций в году? Ø подумать, как я могу расслабиться? Ø подумать, стоит ли это того, чтобы так расстраиваться? Ø подумать, разве кто-то должен решить это вместо меня?
 
 
Б. Изменить свое поведение: Ø не спешить и не суетиться Ø поговорить с кем-нибудь о своих чувствах Ø не ПЕРЕ-куривать, ПЕРЕ-пивать, ПЕРЕ-едать Ø поискать информации и совета Ø заняться любимым делом, почитать, погулять…

 

Люди из ближайшего окружения человека, оказавшегося в кризисной или экстремальной ситуации, должны соблюдать следующие принципы помогающего поведения непосредственно сразу после стрессовой ситуации.

1. Слушать и сопереживать. Для человека в этой ситуации очень важен именно сочувствующий слушатель. Поощряйте человека к рассказу о своих чувствах!

2. Присутствовать рядом: проводить время с травмированным человеком. Выражение поддержки имеет решающее значение.

3. Напоминать, что переживания человека нормальны в этой ситуации.

4. Убеждать, что сейчас человек находится в полной безопасности.

5. Выражать сожаление о случившемся, говорить о своих чувствах, выражать желание понять и помочь. Никогда не говорите клиенту, что вы знаете, как он переживает! Вы не можете знать этого. Когда вы говорите, что знаете, как клиент переживает, вы пытаетесь уменьшить свою тревогу, а не клиента.

6. Никогда не говорите травмированным людям, что «им повезло – могло быть хуже». Не говорите о будущих изменениях! И не спрашивайте, как люди собираются дальше справляться со стрессом. Не стройте никаких планов.

7. Не задавайте вопросов о деталях травмы (если человек сам не говорит об этом).

8. Не навязывайте свои объяснения того, почему все случилось.

9. Уважайте потребность людей в возможности переживания горя наедине. Будьте готовы вообще не говорить. Достаточно просто быть рядом.

10. Не ждите, что мужчина будет лучше справляться с травмой, чем женщина.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какие виды личностных реакций на утрату выделяет Э. Кюблер-Росс?

2. На какой стадии в динамике личностных реакций на утрату возможно оказание профессиональной психологической помощи?

3. Чем принятие утраты отличается от капитуляции?

Список литературы.

1. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – Киев: София, 2001. С. 52-162.