Лекция 12. Системная парадигма.

1. Теоретические предпосылки системной парадигмы в прикладной социальной психологии.

2. Фокус психологической помощи в системной парадигме.

 

Вопрос 1. В рамках системной парадигмы проблема не есть порождение личности. Проблема возникает только внутри системы отношений, в которую включена личность. Проблема есть следствие неадекватного функционирования системы. Соответственно, важно не то, почему люди ведут себя проблемно, а важно – как это происходит с ними, что порождает проблемность поведения? Психологические проблемы личности – это попытки решить проблему, возникающую на системном уровне в процессе развития этой системы.

Систему можно охарактеризовать как группу взаимосвязан­ных частей плюс способ, каким они функционируют сообща. Таким образом, семья может пониматься как группа ее членов плюс способы их взаимодействия. Семьи — часть больших сис­тем, поэтому можно расширить семейную сферу, включив и воздействие наших культурных представлений.

Идея состоит в том, что любой проблемный член семьи является неотъемлемым элементом отношений и убеждений, которые могут иметь к затруднению такое же отношение, как любые интрапсихические конфликты.

Системное мышление является экологичес­ким. Наука экология появилась в XIX столетии, когда биологи стали изучать целые классы растений и животных, а не отдель­ные виды. Экология — это изучение от­ношений, которые объединяют всех жителей земли. Когда группы организмов или молекул начинают взаи­модействовать паттернированным образом, появляется нечто новое, что невозможно объяснить путем складывания качеств отдельных частей: целое больше, чем сумма его частей. Если мар­сианин наткнется на груду деталей велосипеда, изучение каждой части по отдельности едва ли даст ему образ целого велосипеда. Вместо этого ему нужно узнать, как эти детали взаимодействуют друг с другом, — выяснить, каковы их отношения.

Изучение от­ношений — одна характеристика системного мышления. Действительно, слово «система» получено от греческого systema, что означает «объединяться в организованном целом». Системное мышление уделяет меньшее внимание кирпичикам, из которых сложено сооружение, и больше — паттернам отношений и тому, как эти паттерны отражают правила или принципы, по которым организована система.

Второй характеристикой системного мышления является учет обратной связи как фактора, поддерживающего целостность и самодостаточность функционирования системы. Обратная связь подразумевает информацию, необходимую для самокорректировки и сохранения устойчивого состояния или продвижения к предварительно заданной цели. Обратная связь включает информацию об эффективности системы во внешней среде и об отношениях этой системы. Применительно к психологии понятие об обратной связи в социальной системе предполагает:

· Правила, определяющие диапазон поведенческих проявлений, допустимых в этой системе.

· Механизмы обратной связи, которые использует система для навязывания правил (чувство вины, наказание).

· Последовательность семейных интеракций вокруг проблемы (характеризуют реакцию системы на дисфункцию).

Проблема в дисфункциональных семьях имеет устойчивый характер. Поэтому чтобы изменить устойчивую проблемную ситуацию и создать пространст­во для личностного роста членов семьи, терапевты зачастую должны провоцировать кризис, который вызывает нестабильность. Этот кризис сопровождается организацией коррекцией коммуникации между членами семьи. Дефектные или неясные коммуникации при­водят к неточной или незавершенной обратной связи, поэтому система не может саморегулироваться (изменять свои правила), вследствие чего ее реакция является слишком сильной или вя­лой для того, чтобы измениться. Поэтому важным воздействием является повышение открытости и ясности коммуникации.

До системного подхода причины проблемы рассматривались линейно, с точки зрения предыдущих событий, истории, спровоцировавшей появление симптома в настоящем. Идея о роли обратной связи в организации системных связей и отношений изменила традиционное мышление: в центре внимания оказались не события прошлого, оказавшие некое влияние, а то что является частью продолжающихся в настоящее время петлей обратной связей. Первоначальное действие запускает круговую последовательность, при которой каждый рекурсивно воздействует на другого. Линейные причина и следствие теряются в круговороте взаимной причинности. Эта идея о взаимной или круговой причинности оказалась полезной для терапевтов, ведь так много семей стремятся отыскать причи­ну своих проблем и определить, кто виноват. Вместо того чтобы вовлекать семью в логический, но непродуктивный поиск, кто что начал первым, круговая причинность предполагает, что про­блемы поддерживаются существующим и ныне порядком действий и реакций и что бессмысленно возвращаться к первопричи­нам, чтобы изменить интеракцию.

Третьей идеей выступило то, что интерес системных психологов был обращен не только на поведенческие аспекты интеракций, но и на значения, которые люди придают им, и контексту, который определяет эти значения. Именно интерпретации поведения определяют реакции членов системы. Изменение предположений становится ключом к изменению второго порядка.

Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе. Поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем.

Наряду с тем, что система находится в состоянии постоянного изменения, она должна стремиться к сохранению своей идентичности по отношению к окружению. Управление и регулирование системы осуществляется через

1) корректирующие импульсы управления (негативная обратная связь);

2) усиливающие импульсы управления (позитивная обратная связь).

Негативная обратная связь необходима главным образом для поддержания динамического равновесия и выживания, в то время как позитивная — для изменения структуры и целевой направленности системы.

Социальные системы бывают стабильными только в том случае, если они обладают способностью изменяться по требованию окружения.

Делая акцент на системной организации, системный психолог должен диагностировать нефункциональные структуры систем отношений, следствием которых является индивидуальная проблематика членов системы. Характеристика определенных структур как проблемных (дисфункциональных) является следствием применения системной теории:

1) Несбалансированность системы в целом по шкалам близости и гибкости (иерархии), описываемая через дисфункциональные типы отношений.

2) Структуры, включающие в себя аутсайдеров, т.е. людей с низким со­циометрическим выбором. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый, или в семье живет бабушка, с которой остальные члены семьи находятся в состоянии войны. Такие структуры часто бывают поляризованы по принципу “свои — чужие”. Приписывая “плохие” качества одному из своих членов и “хорошие” — всем прочим, семья может поддерживать свою целостность как группы.

3) Межпоколенная коалиция. Все живые существа, способные к обучению, вынуждены организовываться и выстраивать иерархию. Группы могут иметь более чем одну иерархию в силу различных функций. Но существование иерархии является неизбежным, потому что оно заложено в природе организации. Причем иерархический порядок поддерживают все участники организации. Наиболее простая модель иерархии основывается на линиях, прочерчиваемых поколениями. Когда руководитель выбирает фаворитов среди подчиненных, когда служащий объединяется с вышестоящим руководителем против своего непосредственного начальника и когда подобные ситуации становятся правилом, возникает организационная проблема и ее участники испытывают стресс. Коалиции помогают тем, кто чувствует себя слабым и не способным справиться с теми, кто кажется им сильнее.

4) Скрытая коалиция. В этом случае наличие коалиции между участниками может не признаваться членами системы. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов системы и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения.

5) Перевернутая иерархия. Это понятие описывает ситуацию, когда по каким-либо причинам реальный статус подчиненного члена системы становится выше, чем формальный статус вышестоящих в иерархии.

6) Отсутствие разницы в статусе. Несбалансированность иерархии в системе может выглядеть или как чрезмерная ее иерархизированность, когда кто-то обретает особый статус, становясь, например, чрезмерно ответственным за других и приобретая непосильные для него функции, или как отсутствие в ней иерархической структуры.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. Подсистемы (семьи) повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для системного функционирования в следующих поколениях.

Вопрос 2. На что направлены усилия системного психолога:

1) Изменения в структуре системы. Основным допущением здесь является то, что дисфункциональная системы в организации поддерживает существование проблем в ней. Тогда необходимо создать условия, помогающие системе продвинуться к более сбалансированным типам организации. Например, в ригидной системе организовать более открытую коммуникацию и переговоры; хаотичной — помочь выстроить иерархическую структуру, обеспечить сильный альянс и сотрудничество лидеров и подчиненных, что обеспечит подходящее руководство. Для этого в хаотичной системе психологу, может быть, понадобится даже занять авторитарную позицию руководства на начальной фазе помощи. В разобщенной системе психолог помогает объединению системы на основе помощи идентифицированному клиенту (имеющему выраженную проблему) и прояснения потенциальных выгод для всех членов системы, которые в этом участвуют. Часто бывает полезным помочь “отстраняющемуся” члену системы найти себе комфортную нишу внутри нее, изменив коалиционную структуру системы.

Напротив, в запутанной системе психолог будет поддерживать прочерчивание границ между подсистемами и увеличение областей личностной автономии, уважая при этом их высокую потребность в эмоциональной близости. Он стремится помочь системе установить подходящий баланс близости и отдаленности между ее членами и людьми вне системы.

Важно подчеркнуть, что поставленные цели по трансформации структур должны быть реалистичными и не должны планировать слишком больших изменений. Часто дисфункциональным системам при рассмотрении возможности перемен бывают свойственны крайние позиции типа “все или ничего”. Они колеблются между чувствами безнадежности и нереалистическими ожиданиями. Кроме того, они опасаются, что если в системе будут происходить изменения, то они окажутся крайними по характеру.

2) Помощь системе в разрешении соответствующих задач и требований жизненного цикла и обеспечение успешного перехода на следующую стадию развития (стадии развития: начало жизни системы, включение новых членов, уход прежних членов из системы).

3) Изменение характера коммуникаций в системе. С точки зрения коммуникативного подхода симптоматическое поведение является частью последовательности взаимодействия между людьми, и поэтому изменение повторяющихся ригидных последовательностей, поддерживающих существование проблемы, является важнейшей целью помощи. Психологу нужно определить функции симптоматического поведения и опасности его потери для системы. Порочный круг можно разорвать многими средствами — различными терапевтическими заданиями, в том числе парадоксальными, предписанием ритуалов, переопределением проблемного поведения, прояснением коммуникации и обучением членов системы различным коммуникативным навыкам. Многие психологи, использующие идеологию теории научения, акцентируют внимание на увеличении способности членов системы вести между собой переговоры, касающиеся изменений. Психологи пытаются изменить стиль взаимодействия, обучая членов системы эмпатии, открытому самовыражению, навыкам слушания и т.д. Кроме того, организуя переговоры, психолог может обращать внимание членов системы на способы их обращения друг к другу, вводя коммуникативные правила (употреблять только позитивную критику в виде предложения альтернатив; говорить за себя, а не за другого; “не читать мысли” партнера; не использовать дисквалифицирующую коммуникацию; говорить конкретно и ясно, не использовать смутные формулировки и т.д.). Целью терапии в таком подходе может быть увеличение сложности и количества возможных вариантов поведения членов семьи.

4) Изучения истории системы. Использование информации об истории помогает, во-первых, разблокировать систему и получить доступ к секретам. Во-вторых, получение информации о текущей функции “мешающего поведения” в системе и открытие повторяющихся проблемных паттернов и попыток решения, предпринятых предыдущими поколениями, помогает поместить симптом в определенный контекст, сформировать более обоснованные гипотезы и определить необходимые изменения. Кроме того, работа с историей предоставляет большие возможности для изменения взгляда членов системы на себя и переформулирования симптомов.

Коротко резюмируя, можно сказать, что цели помощи, следующие из анализа истории, говорят о:

1) необходимости создания условий для дифференциации членов;

2) прерывании дисфункциональных паттернов, взятых из других систем;

3) вынесении на поверхность важных “незаконченных дел” членов системы (например, прерванного процесса переживания горя, что серьезнейшим образом воздействует на структуру и коммуникации в системе);

4) перестройке текущих взаимоотношений с членами

5) переопределении функционирования с точки зрения расширенной перспективы.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Чем является проблема клиента с точки зрения психолога, придерживающегося системной парадигмы?

2. Каковы характеристики системного мышления при работе с проблемой клиента?

3. Что предполагает анализ обратной связи в системной парадигме?

4. На что направлены усилия системного психолога в решении проблемы клиента?

5. Что часто требуется сделать психологу, чтобы создать условия для начала процесса изменения системы?

Список литературы.

1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: «Питер», 2001. С. 28-33, 253-264.

2. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия Концепции и методы. – М.: «Эксмо», 2004. Стр. 193-202, 243-244.

3. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: НФ «Класс», 1998. Стр. 16-28.

4. Савельева Н.В. Нарративная метафора // www.narrative.ru (ридер)

5. Черников А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики. – М.: НФ «Класс», 2001. Глава 1, параграфы 1.2, 1.3.

 

Модуль 4. Компетенция: умение планировать и оказывать услуги по оказанию психологической помощи с использованием различных методов; готовность выбирать и применять конкретные техники социально-психологического воздействия на личность и поведение, адекватные запросу заказчика психологической услуги.