Лекция 11. Конструктивистская парадигма.

1. Конструктивистская модель Дж. Келли.

2. Социально-конструктивистская концепция психологической помощи: НЛП и нарративная модель.

 

Основная идея конструктивистской парадигмы заключается в том, что проблема не имеет объективного характера или каких-либо объективных причин. Люди в силу особенностей своей психики, обладающей знаковым характером взаимодействия с реальностью, конструируют мир в своей голове. И он всегда оказывается для людей по своим последствиям таковым, каковым они его себе сконструировали.

Весь мир представлен в субъективном плане в виде слов, понятий, концептов, выделяющих существенные, главные стороны, задающих связи и отношения между так или иначе понимаемыми (интерпретируемыми) феноменами. Личность также представляет собой определенное самоописание, самохарактеристики, а также описание и характеристики глазами других людей. В силу феномена самоподверждающихся пророчеств, основанных на социальных ожиданиях и ожиданиях других людей из нашего окружения, личность всегда представляет собой именно то, что она о себе думает или то, что о ней думают другие люди, вступающие с ней во взаимодействие. Эти концепты могут согласовываться, подтверждать друг друга, а могут конфликтовать. В любом случае, развитие личности есть развитие представлений о ней.

Джордж Келли был первым из психологов, который обратил на это особое внимание. Все интерпретации о себе и о мире обладают признаком условности, они субъективны и избирательны в описании реальности. Проблемы, с которыми сталкиваются люди, связаны с содержанием их интерпретаций, их конструктов, которыми они пытаются описать и понять мир и себя. Следовательно, психологическая помощь будет заключаться в переконструировании содержания дезадаптивных, содержащих конфликтные утверждения концептов.

Теория личностных конструктов Дж. Келли основана на методологии конструктивного альтернативизма, которая основано на предположении, что любое явление может быть выражено бесконечным разнообразием интерпретаций – конструкций (представлений об этом явлении). Ни одно явление не имеет объективного значения – человек сам определяет значимость события. Сам феномен не может быть ни плохим, ни хорошим, пока мы не придадим ему значения.

Каждый человек создает представления о мире (конструкты) на основе личного опыта, под которым понимается процесс осмысления фактов своей биографии, а не простое их накопление. Конструкт представляет собой единицу восприятия личностного опыта – объяснение того, чем объекты сходны между собой и чем они отличаются друг от друга. Например, человек, сравнивая трех людей, может отметить, что два из них являются открытыми собеседниками, тогда как другой – скрытный, следовательно, люди бывают открытыми и закрытыми, делает вывод человек, интерпретируя свой опыт общения. Поэтому конструкты имеют биполярную характеристику – сходство/различие: открытый - закрытый, хороший - плохой, смелый – трусливый, защита – нападение и т.д. Возникшие в процессе объяснения личностного опыта конструкты используются человеком в дальнейшей оценке явлений, с которыми он сталкивается.

Характеристики личностного конструкта. 1. Личностный конструкт отличается субъективностью: он возникает на основе имеющихся у человека знаний и словарного запаса. Он может быть «неполным», т.е. не содержать антонима (быть однополярным). 2. Конструкт не всегда осознаваем, что приводит к затруднениям к его вербализации при общении: человек может четко выделять в феномене две категории, затрудняясь объяснить, что же лежит в основе этой дихотомии восприятия. Иногда человек может определить лишь один полюс биполярного представления, а второй – характеризовать как «не это». 3. Конструкт может менять сферу приложения, т.е. он может быть использован для характеристики новых объектов без существенного изменения смысла. Эта характеристика названа Дж. Келли проницаемостью конструкта: чем большее число объектов можно охарактеризовать этим конструктом, тем больше его проницаемость. Конструкт может быть избыточно проницаемым (т.е. не устанавливать различия между большим количеством объектов, например, конструкт «мужчина-женщина») и чрезмерно специфичным.

Мы организуем конструкты в иерархическую систему, в которой одни конструкты занимают доминирующую позицию в описании реальности, другие – подчиненную. Дж. Келли называл такие конструкты центральными и периферическими. Центральные конструкты имеют много связей с другими, тогда как периферические обладают ограниченной связью между собой. Рассмотрим это на примере конструкта «общительный человек». Что значит «общительный человек»? Этот конструкт может содержать следующие базовые характеристики:

 

Любит общаться Не любит общаться
Открытый Закрытый
Приятный в общении Сложный в общении
Уважителен к партнеру Не уважителен к партнеру
Не эгоистичен Эгоистичен

 

Такое содержание и такая последовательность характеристик-описаний связана с социальными ожиданиями нормативного характера. При этом отдельные пары в иерархическом содержании конструкта могут оказаться неадекватными реальному партнеру по общению. Например, человек любит общаться, но при этом эгоистичен, любит говорить только о себе.

Конструкт выполняет описательные и прогностические функции. Предсказание конструктом последствий события отражает интересы и ценности человека, который его создал. Например, для сопоставления одних и тех же людей один человек пользуется парой «честный-жулик», тогда как другой – «глупец-умный». Это означает, что для первого более важен прогноз в отношении честности человека, тогда как для другого – в отношении их (житейского) интеллекта. Периодически сталкиваясь с людьми, не подпадающими под содержание нашего конструкта, мы обнаруживаем, что конструкт теряет предсказательную силу. Поэтому связи между конструктами могут меняться с течением времени (ослабевать, перегруппировываться, упрочиваться в иной комбинации). «Пульсирование», гибкость системы конструктов выступает основой креативности личности, что позволяет ей видеть новые отношения между объектами.

Функционально конструкты Дж. Келли напоминают когнитивную схему (стереотип восприятия). Все наши знания о мире находятся в голове в некотором систематизированном и структурированном виде. Систематизация и структурирование этих знаний осуществляется на основе когнитивных схем – способов связывания отдельных блоков информации друг с другом. В каждом случае схемы содержат два компонента: знание и эмоциональное отношение (оценку). Пример когнитивной схемы: «учитель» – любит детей, много знает, опытен, добр; «наркоман» - опасный, ненадежный, вороватый, лживый и т.д. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с людьми, которые по каким-либо признакам подпадают под наши когнитивные схемы, мы уже готовы с ними взаимодействовать на основе всего комплекса заложенных в схему знаний, а не только того, что мы узнаем непосредственно из общения. Схемы играют особенно важную роль в тех случаях, когда мы сталкиваемся с ситуацией, которую нельзя интерпретировать однозначно.

Так как схемы помимо знаний включают эмоциональный компонент, они определяют наше отношение к другим людям и объектам и тем самым влияют на то, как мы с ними будем взаимодействовать.

Свойства когнитивных схем восприятия.

1. Фиксированность оценки.

2. Пристрастное акцентирование в образе отдельных свойств в с валентностью отношения к объекту.

3. Прочность (связь с ценностями).

На индивидуальном уровне когнитивные схемы восприятия упрощают и ускоряют процесс социального взаимодействия и обеспечивают сохранение позитивного образа Я. Но они тесно связаны с социальным уровнем существования человека.

Источниками когнитивных схем является культура: схемы определяют то, что мы замечаем в мире, а на что не обращаем никакого внимания. За ними всегда стоят те или иные ценности (на что стоит обращать внимание). На социальном уровне схемы выполняют идеологизирующую функцию (оправдывают поведение членов группы) и идентифицирующую функцию (способствуют созданию и сохранению образа Мы). Именно поэтому схемы восприятия у членов взаимодействующих групп всегда оказываются взаимодополнительными и взаимоподкрепляющими.

Пока люди имеют основания считать свои схемы правильными, вполне разумно пользоваться ими с целью уменьшения неопределенности. Опасность схематического мышления появляется тогда, когда мы автоматически применяем неточные схемы для оценки ситуации. Например, нам кажется, что к нам подошли познакомиться, тогда как люди на самом деле хотят нас ограбить (просто мы замечаем только те элементы нашей схемы, которые связаны с процедурой знакомства, и не связаны с ограблением, а другие элементы оказываются вне поля нашего сознания – мы не обращаем на них внимания). Схемы в значительной мере обусловливают то, какую информацию из внешнего мира мы улавливаем. Если кто-нибудь из людей «нелюбимой» нами социальной группы будет демонстрировать характеристики, несовпадающие с нашей схемой, то мы скорее всего проигнорируем эти характеристики или просто не обратим на них внимания. А если и обратим, то вскоре забудем. Схемы действуют подобно фильтрам, которые не пропускают в сознание информацию, им не соответствующую. Только разительный контраст с содержанием схемы будет привлекать наше внимание. Куда чаще мы будем обращать внимание только на то, что соответствует схеме.

Точно так же и наша память работает, опираясь на когнитивные схемы: мы помним только то, что укладывается в схему, даже если чего-то не было, мы можем реконструировать прошлое событие в соответствии со схемой, а не с тем, что было на самом деле. И эта особенность со временем делает наши схемы все более прочными: наш прошлый опыт «подтверждает» наши схемы.

Схематичное восприятие мира делает наш опыт непрерывным и последовательным. Иногда мы склонны искажать факты, чтобы они соответствовали схеме. Схема накладывает отпечаток на то, как мы воспринимаем реальность. И формируется тенденциозность: мы всегда правильно трактуем мир, тогда как другие «ошибаются».

Значит, раз проблемы возникают тогда, когда конструкты перестают выполнять свои функции, значит, решение проблем состоит в создании новых конструктов. Люди, которые ригидны, жестоко следуют имеющимся у них конструктам, не обращая внимания на их условность и относительность, фактически хотят, чтоб изменился окружающий мир, а не их конструкты.

По Дж. Келли, конструкты составляют ядро личностной идентичности и определяют поведение. Когда конструкты теряют предсказательную способность, у личности развивается тревожность. Следовательно, психологическая помощь заключается в переконструировании реальности, изменении степени проницаемости конструктов, в придании системы личностных конструктов качества гибкости и изменчивости, а также в развитии количества конструктов – развитии когнитивной сложности человека, его способности конструировать мир многообразным образом.

Вопрос 2. Дальнейшее развитие конструктивистской парадигмы связано с акцентом на роли языка (речи) в конструировании реальности.

Один из вариантов конструктивистской теории – нейролингвистическое программирование. В НЛП речь идет о том, что люди составляют особые когнитивные «карты» окружающей реальности и самих себя, пользуясь рядом фильтров. Основными являются языковые фильтры на визуальном, слуховом и кинестетическом уровнях. У разных людей доминируют различные способы языкового кодирования реальности, на основании чего в НЛП выделяются личности аудиалов, визуалов и кинестетиков. Для того чтобы определить, какая именно репрезентативная система является у клиента ведущей, необходимо всего лишь обратить внимание на предикаты, с помощью которых клиент описывает свой опыт. Описывая свой опыт, клиент обычно выбирает (как правило, неосознанно) слова, которые наилучшим образом репрезентируют его опыт. Люди не только представляют свой опыт средствами различных репрезентативных систем. Они, кроме того, строят свое общение, основываясь на своих ведущих репрезентативных системах.

Люди, страдающие, чувствующие свою стесненность, отсутствие достаточных выборов, испытывают проблемы потому, что применяемый ими способ репрезентации мира недостаточно богат и разнообразен, чтобы позволить им получить в нем то, чего им хочется. При введении совершенно новой репрезентативной системы модель мира у пациента резко расширяется, открывая перед ним множество новых возможностей.

Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностей устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому. Мы получаем информацию в одном канале восприятия, но репрезентируем её внутри себя в другом канале.

Механизмы возникновения психологических проблем.

Один из способов выхолащивания людьми собственного мира — ограничение собственных возможностей, старение выборов, имеющихся в распоряжении, т. е. в опущении некоторой части их опыта. Другой способ – генерализация (обобщение), которая заключается в распространении информации, получаемой из одной системы восприятия, на характеристики объекта, о которых мы можем узнать по другим каналам. Порой нам необходимо быть конкретными, и мышление в терминах обобщений тогда оказывается запутанным и неправильным. Каждый случай требует своего подхода. Существует опасность не увидеть отдельные деревья в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются в кучу под одним названием. Обобщения часто выражаются словами типа «все», «каждый», «всегда», «никогда» и «никто». Эти слова не допускают никаких исключений и известны как универсальные квантификаторы. В некоторых случаях они отсутствуют, но подразумеваются, например: «Я думаю, что компьютеры — это пустая трата времени» или «Поп-музыка — это вздор». Третий способ выхолащивания картины мира – это искажение. Например, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению клиента, они обозначают одно и то же, например: «Вы не улыбаетесь… вы не получаете удовольствие». Другой пример: «Если ты не смотришь на меня, когда я говорю с тобой, значит, ты не обращаешь на меня никакого внимания». Искажения связаны с нарушением причинно-следственных связей: как одно вызывает другое. Также они связаны с нашими атрибуциями (приписываниями того или иного состояния другим людям без достаточных на то оснований).

Когда человек откладывает в сторону целую репрезентативную систему, его модель и его опыт уменьшаются в объеме. Идентифицируя репрезентативные системы, применяемые клиентом, психолог начинает понимать, какие именно части мира, в состав которых входит сам психолог, доступны его пациенту. Если, например, в модели пациента есть какое-либо ограничение, способное вызвать у него страдание, причем из паттерна взаимодействия с миром, блокирующего изменение клиента, следует, что тот должен уметь репрезентировать свой опыт с помощью визуальной репрезентативной системы, психологу понятно, какого рода опыт он должен построить, чтобы помочь клиенту в его изменении. Помогая клиенту воссоздать старый или создать новый способ организации собственного опыта с помощью тактильных ощущений или ясного видения или острого слуха, психолог вместе с клиентом испытывают мощные воодушевляющие их переживания.

Психолог имеет дело с клиентом, предъявляющим ему набор несогласующихся между собой сообщений (инконгруэнтная коммуникация). В работе с инконгруэнтностями задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту измениться, благодаря интеграции частей языковых описаний реальности, противоречащих друг другу.

Стратегия работы с инконгруэнтностями включает в себя три фазы:

1. Идентификацию инконгруэнтности,

2. Сортировку инконгруэнтностей (по полярностям, пространственной локализации

3. ИНТЕГРАЦИЮ инконгруэнтностей.

Сортировка по полярностям представляет собой распределение по модальности вербального и невербального знаков коммуникации с психологом (аудиальные полярности). Например:

 

Грубый пронзительный голос Слова: "Я делаю все, что могу, чтобы помочь ей, а так люблю ее"

 

Сортировка по пространственной локализации: клиента просят распределить в пространстве предметы, связанные с двумя аудиальными полярностями (кинестетическая сортировка).

Визуальная сортировка связана с фантазированием. Психолог, например, дает клиенту указание закрыть глаза и визуально представить себя стоящим на одном колене с вытянутыми вперед руками ладонями вверх. Затем предлагает: «Наблюдая за тем, как движутся ваши губы, услышьте слова: "Я делаю для нее все, что могу, я так люблю ее"».

Психодраматическая сортировка. Клиент выбирает из группы двух человек для исполнения собственных полярностей.

Дальнейшая работа с клиентом предполагает рефрейминг базовых убеждений, возникающих в процессе его коммуникации с миром и составляющих содержание его карты мира.

Смысл любого события зависит от того, в какую рамку его помещает клиент. Когда психолог меняет рамку, меняется и смысл. Когда меняется смысл, реакции и поведение клиента также меняются. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает клиенту больше свободы и больше возможностей.

Вот несколько образцов различных точек зрения на одно и то же утверждение: «Моя работа идет из рук вон, и я чувствую себя подавленным».

Обобщите: Может быть, вы просто чувствуете себя плохо, и работа здесь ни при чём.

Примените к себе: Быть может, вы этими мыслями сами нагоняете на себя депрессию.

Выделите ценности и критерии: Что настолько важное в вашей работе не так, что вы считаете, что она идет из рук вон?

Позитивный результат: Это заставило бы вас работать упорнее, чтобы преодолеть эту проблему.

Измените результат: Возможно, вам нужно сменить работу.

Определение дальнейшего результата: Можете ли вы извлечь что-то полезное из того, как идет ваша работа в данный момент?

Расскажите метафору: Это похоже на то, как мы учимся ходить…

Переопределите: Ваша депрессия может означать, что вы испытываете раздражение по поводу того, что ваша работа предъявляет к вам необоснованные требования.

Деление вниз: Какая именно часть вашей работы идет из рук вон?

Деление вверх: А как дела вообще?

Контрпример: Было ли когда-нибудь такое, что ваша работа шла из рук вон, а вы тем не менее не испытывали подавленности?

Позитивное намерение: Это показывает, что вы внимательно относитесь к своей работе.

Временная рамка: Это временное явление, это пройдёт.

Рефрейминг — это не способ смотреть на мир через розовые очки так, чтобы всё вокруг стало «на самом деле» хорошим. Проблемы не исчезнут сами по себе, с ними всё равно придётся что-то делать, но чем больше у вас будет способов по-разному посмотреть на них, тем легче их будет разрешить.

Измените рамку, чтобы увидеть возможную выгоду, представьте опыт таким образом, чтобы он поддерживал ваши собственные цели и те цели, которые вместе с вами разделяют другие люди. Вы несвободны выбирать, когда видите, что вас подталкивают силы, лежащие за пределами вашего контроля. Измените рамку так, чтобы получить некоторый простор для манёвра.

Существует два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Если некоторое поведение выглядит неадекватным ситуации, часто это означает, что этот человек реагирует на субъективный контекст, который не соответствует внешней ситуации.

Содержание опыта — это то, на чём клиент фокусирует свое внимание, придавая ему то значение, какое ему нравится. Соответственно, можно обратить внимание на те элементы опыта (в картине мира), которые доставляют удовольствие, а не раздражают.

В основе рефрейминга лежит различие между намерением и поведением: тем, что клиент делает, и тем, чего он на самом деле пытается достичь при этом.

В НЛП разработан формальный процесс рефрейминга для прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения. Шестишаговый рефрейминг работает хорошо только тогда, когда в личности клиента существует часть, которая заставляет его вести себя таким способом, который ему не нравится.

1. Сначала определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.

2. Установите коммуникацию с частью, ответственной за данное поведение X.

3. Отделите позитивное намерение от поведения.

4. Попросите свою творческую часть выработать новые способы достижения той же самой цели.

5. Спросите часть X, согласна ли она воспользоваться новыми возможностями взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель.

6. Экологическая проверка: существуют ли другие части в личности клиента, которые могли бы возражать против нового выбора?

В целом, НЛП как технология оказания психологической помощи представляет собой интеграцию различных методов, разработанных в других парадигмах (преимущественно, когнитивно-поведенческой, гуманистической и психодинамической). Эта интеграция осуществляется на основе известных социально-психологических феноменов, возникающих в процессе межличностного общения. При этом методологическую основу составляет конструктивистская идея о роли языковой картины мира в продуцировании различных форм поведения человека.

Нарративный подход - ("повествовательная" от англ. 'narrative' - история, повествование) - направление в психотерапии, психологическом консультировании, социальной работе и работе с сообществами, основывающееся на идее о том, что жизни людей конструируются в форме историй (нарративов). Под нарративом понимается случайная последовательность жизненных событий, происходивших в течение определенного времени, которым личность произвольно придает некоторый сюжетный смысл (связывает в некоторую причинно-следственную связь, наделяет значениями и смыслом и т.п.).

Утверждение нарративного (повествовательного) характера социальной реальности не претендует быть “истиной” или “правдой”, но говорит о нашем способе ее освоения или понимания. В контексте нарративного подхода язык считается способом производства самой действительности. Время рассматривается в нарративном подходе как принцип организации наших действий, специфика структурирования опыта, которая может быть изменена в соответствии с предпочтениями рассказчика (нарратора). С этой точки зрения “настоящее” содержит в себе “прошлое” и “будущее” как части целого. А любую часть жизни можно не только “вспомнить” или “вообразить”, но сколько угодно раз перепрожить с помощью нарративного перерассказывания. “Прошлое-настоящее-будущее” осмысливаются как текст, имеющий начало - середину - конец. Этот текст можно редактировать по своему усмотрению, задавая любую последовательность событий. В нарративной терапии мы выявляем такие системы представлений о реальности (дискурсы), которые негативно влияют на нашу жизнь и поддерживают проблемные истории идентичности или отношений.

В нарративном подходе проблема и решение рассматриваются как нечто отдельное от человека, нечто конструируемое через взаимодействие с ним в определённом социальном контексте. Практика отделения человека от проблемы, рассмотрения проблемы как отдельной сущности называется – экстернализация. Экстернализирующие вопросы помогают рассматривать проблему, как отдельную от человека сущность. Для этого вопросы конструируются в экстернализирующей манере. Если не помещать проблему внутрь человека (интрапсихический подход) или во взаимоотношения членов семьи (системный подход), то у людей появляется больше возможностей, ресурсов для совладания с проблемой.

Вопросы терапевта про влияние проблемы на жизнь человека или семьи направлены на то, чтобы получить описания тех реальностей, в которых они живут. В зависимости от смыслов, приписываемых проблеме, они могут по разному видеть и оценивать влияние проблемы на жизнь каждого члена семьи, взаимоотношения с друзьями и взаимодействие с социумом.

Работа по конструированию предпочитаемой реальности может стать целью нарративной терапии.

Проблемы никогда на 100% не владеют жизнью людей. Иногда они становятся слабее и даже отступают совсем. У человека или семьи может быть опыт преодоления проблемы, но они сами иногда не придают этому опыту большого значения (а, может, даже не замечают его) и не анализируют, какие методы и приёмы были эффективны в борьбе с проблемой. Терапевт может обратить внимание на то, что в их истории уже были моменты, когда они становились сильнее проблемы.

Специалист, работающий в нарративном подходе, будет стремиться к тому, чтобы:

1) помочь людям увидеть свои истории с разных точек зрения, заметить, как они сконструированы (или вообще, что они сконструированы);

2) побуждать людей относиться к своим жизненным нарративам не как к пассивно получаемым фактам, но как к активно конструируемым историям, в которых главным автором является сам человек;

3) отметить ограничения в старой истории и обнаружить, что существуют другие возможные нарративы, которые могут быть составлены по-другому, предпочитаемым человеком образом;

4) развивать понимание доминирующих (или потенциально доминирующих) историй в нашем обществе и разрабатывать способы совместного исследования влияния этих историй, когда мы ощущаем их воздействие на жизнь и взаимоотношения людей, которые приходят к нам на консультацию.

В работе нарративного практика используется большое количество вопросов. Вопросы лучше помогают сохранять приоритет опыта других людей перед опытом терапевта, чем интерпретации или утверждения. В нарративном подходе вопросы задают, чтобы порождать опыт , а не собирать информацию для выдвижения терапевтических гипотез или проведения интервенций. Те вопросы, которые задаёт терапевт, оказывают влияние на процесс, выдвигая на первый план одни фрагменты опыта, затеняя или исключая другие.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Что представляет собой личность в конструктивистской парадигме?

2. На чем основана методология конструктивного альтернативизма Дж. Келли?

3. Каковы характеристики личностного конструкта?

4. Нарушение каких функций конструктов приводят к возникновению психологических проблем?

5. Какие фильтры в концепции НЛП участвуют в создании когнитивных карт мира клиента?

6. Что такое инконгруэнтная коммуникация?

7. Какие фазы включены в стратегию работы с инконгруэнтностями?

8. Какие механизмы коммуникации с миром вызывают у клиента психологические проблемы?

9. Что представляет собой рефрейминг как техника оказания психологической помощи?

10. Что такое нарратив?

11. В чем состоит цель нарративной психотерапии?

Список литературы.

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. – Киев: Наукова думка, 2003. Стр. 284-303.

2. Ватцлавик П. Конструктивизм и психотерапия // Вопросы психологии, 2001 г. № 5. Стр. 101-113. http://supporter.ru/lib.phtml (ридер)

3.Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. В 2х тт. Том 2. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2004. Стр. 5-15, 18-25, 30-31, 35-44, 44-45, 46-51.

4.Жорняк Е.С. Нарративная терапия // Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарративная психотерапия http://narrapractice.narod.ru/kj_ns.htm