Лекция 7. Экзистенциально-феноменологическая парадигма.

1. Механизмы возникновения психологических проблем.

2. Методы оказания психологической помощи.

 

Вопрос 1. Несмотря на то, что в общетеоретическом плане можно вести речь об экзистенциально-гуманистическом направлении в социальной психологии, и многие теоретики объединяют экзистенциально-феноменологические и гуманистические концепции личности в одно направление, такое объединение может быть спорным с парадигмальной точки зрения. Парадигма – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств (способов) приложения теоретического знания к практике, для применения которых существует система некоторых правил. Именно с учетом этой системы правил, парадигма может быть шире отдельных теорий, а также может включать в себя одни теории и исключать другие, имеющие сходные убеждения и ценности.

Центральной идеей концепций личности в экзистенциально-феноменологической парадигме является постулирование неразрешимого противоречия между уникальностью психической жизни каждого индивида и данностью внешних форм его социального бытия, ограничивающих проявление этой уникальности, сводящих психическую жизнь к типическим, общезначимым, понятным для других людей формам выражения внутреннего мира.

Поскольку речь идет о противоречии (конфликте), некоторые исследователи включают экзистенциальные концепции личности в поле т.н. экзистенциального психоанализа.[8] Это слишком широкая трактовка психоаналитического направления в психологии, которая исходит из того факта, что теория З. Фрейда фактически послужила отправной точкой для возникновения других психологических концепций. Последующее развитие психологии вообще проходил под знаком переосмысления (нередко – радикального) психоаналитических представлений о человеке. Но это вряд ли означает, что вся психология может быть сведена к развитию психодинамической школы.

Если делать акцент не на противоречии, а на уникальности, то, экзистенциальных психологов можно поместить и в рамки широко понимаемого экзистенциально-гуманистического направления, которое как раз и возникло в качестве антитезы психоанализу. Когда же мы акцентируем внимание, прежде всего, на понимании механизмов возникновения психологических проблем и способах их разрешения, то экзистенциальные теории личности целесообразно выделить в отдельную парадигму, в которой имеются особые правила описания и разрешения психологических проблем.

Современное понимание термина «экзистенция» восходит к философским работам М. Хайдеггера. По мнению этого философа, сначала важно понять суть бытия человека. Вопрос о том, что такое личность, тесно связан с вопросом о сущности человеческого бытия. Понятие экзистенции описывает суть бытия человека – простое присутствие в мире в определенном качестве. Однако присутствовать в этом мире можно по-разному. Присутствие может быть подлинным и фантомным, мнимым, кажущимся. Подлинное присутствие связано с осмысленностью существования-присутствия в мире. Кажущееся – с бессмысленностью. Именно бессмысленность приводит к страданию, к психологическому дискомфору, который внешне выражается в проблемности индивидуальной жизни. Подлинность и кажимость бытия человека связана с его двойственной природой: внутренней и внешней стороной жизни. Подлинной, имеющей смысл, является только внутренняя сторона, тогда как внешняя выступает мнимым бытием, наполненным квазисмыслами.

Существование личности в понимании сторонников экзистенциальной психологии всегда связано с неразрешимым противоречием, лежащим в основе всей человеческой жизни: с одной стороны, психическая жизнь каждого индивида уникальна и самоценна, с другой – человек является существом социальным, живущим только через выстраивание системы отношений с другими людьми. На индивидуальном уровне каждый человек имеет уникальный образ реальности, выделяет в ней какие-то особенные черты, наделяемые ценностью и значением, испытывает особые душевные состояния, по-своему ощущает этот объективный мир. Поскольку же жизнь человека протекает только в обществе, и существование личности зависит от включенности в отношения с другими людьми, перед человеком возникает задача достижения взаимопонимания, совершения согласованных действий по обеспечению своей жизнедеятельности. Для того, чтобы сделать свой внутренний мир понятным для другого, человек должен использовать понятные для других формы общения и унифицировать содержание своего внутреннего мира, делать его общезначимым для всех, с кем приходится контактировать. Без формальной организации процесс социального взаимодействия будет невозможным. Но понимание другого, установление общезначимости содержания индивидуальных (субъективных) образов реальности приводит к утрате их индивидуальности. Ведь мы пользуемся одними и теми же понятными другому формами для передачи уникального смысла. На социальном уровне мы неизбежно типизируемся, приобретаем черты сходства, подобия с теми, с кем общаемся (ведь общение – это процесс установления общего, общности).

Таким образом, личность оказывается перед дилеммой существования (экзистенции): уникальность внутреннего мира личности никогда не может быть без искажения передана доступными социальными формами общения с окружающими людьми. Содержание внутренних образов и социальные формы его внешнего выражения принципиально не совпадают. Более того, социальные формы всегда оказываются предзаданными, они существуют до появления нашей субъективности, что вообще грозит утратой всякой уникальности: с самого рождения человек помещен в заранее предопределенные формы самовыражения, и другие люди ожидают от него не более чем следования установленным правилам самовыражения с использованием готовых форм. Индивидуальная уникальность личности оказывается не нужной социальному миру, она для него излишня. Вместе с тем, эта уникальность заложена в человеческую природу, она является внутренней потребностью – быть уникальной личностью, поскольку каждый человек имеет свое предназначение в этом мире, свой жизненный «проект». Осмысленность бытия заключена во внутренней жизни, которую трудно выразить внешними средствами. Внешние средства жизни всего лишь имитируют подлинную жизнь.

Неразрывность этих двух сторон человеческого бытия делает людей принципиально одинокими в социальных формах существования. Поскольку человек в своей жизнедеятельности зависит от других людей, он боится потерять с ними связь, боится оказаться радикально непонятым, отверженным, забытым. Страх одиночества сопровождает всю его жизнь, является экзистенциальным, и потому – неустранимым. Человек обречен на него самим фактом раздвоенности своего бытия. В то же время страх заставляет человека искать пути избавления от этого некомфортного душевного состояния, сопровождаемого скукой, тоской, безразличием, ужасом. Вследствие того, что причина экзистенциального страха находится глубоко внутри личности, эта базовая эмоция большей частью подавлена и замещена другими формами страха – конкретными, сущими, имеющими какую-то определенную причину.

Возникновение замещающих форм экзистенциального страха связано, по мнению экзистенциальных психологов, со стремлением человека избавиться от базового чувства, убежать от неизбежного – социального одиночества в присутствии множества близких людей. Можно выделить два способа подавления экзистенциального страха: через выбор социальных (внешних) форм существования (невротическая форма псевдорешения экзистенциальной дилеммы) и через отказ от социальных форм существования (психотическая форма псевдорешения экзистенциальной дилеммы).

В наиболее психологичном виде идеи экзистенциального подхода к оказанию психологической помощи изложены в концепции Л. Бинсвангера. Это швейцарский психолог объяснял возникновение психологической проблемы как результата нарушения функционального единства онтологических ипостасей бытия: уникальности и социальности.

Чаще всего люди пытаются вытеснить экзистенциальный страх, прячась за социальными клише взаимодействия. Этот путь избавляет от необходимости делать выбор, прилагать усилия к нахождению компромисса между уникальностью и социальностью (вещностью, формой). Он создает иллюзию ваимопонимания, участия, включенности, отсутствия одиночества. Но поскольку смысл человеческого бытия находится только в одной сфере – уникальности, это решение экзистенциальной проблемы сопровождается рядом негативных последствий. Будучи вытесненным, экзистенциальный страх выражается через другие, конкретизированные формы страхов – чего-то из внешнего мира человека. Отказ от свободы самовыражения приводит к опустошенности внутреннего мира, неудовлетворенности, причины которой ищутся опять же во внешних формах. Возникает хроническая зависимость от внешних, социальных форм, бесконечная гонка от различных страхов, беспрерывная череда поиска новых, более совершенных форм. Как следствие – еще большая внутренняя несвобода и ограниченность.

В отдельных случаях бегство от экзистенциального страха одиночества может приобрести экстравагантные формы культивирования уникальности в ущерб социальности, без учета жизненной ситуации, связанной с необходимостью согласованного существования и взаимодействия с другими людьми. Эта форма бегства маскируется под жизненную позицию. Утрирование уникальности создает непреодолимые препятствия на пути реализации социальной ипостаси человеческого бытия. И человек оказывается зажатым, несвободным в другой области – внешней, социальной. И если в невротической форме экзистенциальный страх замещается другими своими формами, то в психотической форме этот страх приобретает истощающие, угнетающе утрированные формы проявления.

Исходя из понимания механизма возникновения психологических проблем, в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы складываются особые способы оказания психологической помощи.

Вопрос 2. Основной целью психологической помощи в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы выступает достижение согласованности двух антагонистических аспектов человеческого бытия и отказ от попыток избавиться от экзистенциального страха. Человек должен научиться принимать раздвоенность своего существования без попыток преодоления неизбежно возникающей экзистенциальной тревоги. Человек не должен делать выбор в пользу какой-либо одной ипостаси бытия. Он должен быть открыт как внешнему миру, так и внутренней уникальности. Поскольку внутренняя уникальность дает человеку осмысленность жизни, а внешние социальные формы позволяют ему существовать в этом мире, человек должен научиться находить правильную границу между ними. Он должен научиться понимать, когда выходит за пределы самого себя (в социальные формы или в уникальность). Важно перестать пытаться контролировать неизбежные процессы жизни, а испытать доверие к бытию. Научиться быть одиноким в своей уникальности и уметь находить контакты с другими людьми, не требуя от жизни невозможного. Формирование открытости миру предполагает отказ от предзаданности своего бытия: каждый человек должен свободно конституировать себя в мире, быть открытым разнообразным возможностям, подчеркивающим его уникальность, не воспринимать узкие рамки социального восприятия своего внешнего и внутреннего миров как данность, а как всего лишь условие понимания в социальном пространстве. Важно отказаться от слишком серьезного отношения к внешним, социальным формам существования, которые не составляют подлинного смысла человеческого бытия, а выступают всего лишь инструментальным средством обеспечения жизни. Важно научиться свободно относиться к ним, поскольку человек обладает способностью понять (распознать) уникальные цели своего бытия и нести ответственность за их реализацию в условиях двойственного бытия. Говоря в целом, психолог работает с проблемой личностной свободы в условиях ее социальной ограниченности и с проблемой экзистенциальной изоляции (связанной с отсутствием внутренней силы, уверенности в себе и своей самобытности).

Ведущим способом оказания психологической помощи здесь также является диалог клиента с психологом. Отличается лишь содержание этого диалога, его направленность. Человек нуждается в получении посредством диалога с психологом опыта отношений, позволяющих примириться с экзистенциальной тревогой, найти точки соприкосновения уникальности и социальности, научиться интерпретировать свое раздвоенное существование как единственно реальное. Диалог помогает клиенту научиться переживать одиночество, страх смерти, быть свободным и определить смысл своего индивидуального бытия.

Одним из мощных инструментов оказания психологической помощи в экзистенциально-феноменологической парадигме – использование иронии и юмора. Ирония и юмор позволяют снять излишнюю центрацию на значимости внешних форм жизни, преодолеть страх перед мнимыми угрозами, не имеющими истинного смысла ценностями.

Вместе с тем, есть и специфические способы, позволяющие достигать заявленной цели. Одной из наиболее методически разработанной концепцией оказания психологической помощи в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы является логотерапия В. Франкла.

Основные постулаты этой теории таковы.

1. Человек не свободен от условий жизни, но он свободен занять ту или иную позицию по отношению к ним в связи с реализацией индивидуального смысла своей жизни.

2. У каждого человека есть потребность в нахождении смысла своей жизни. Причем, смысл есть в любом проявлении жизни: одиночестве, смерти, неудачах, болезнях, а не только в радостях. Важно только разгадать этот смысл. Например, смысл болезни – не в том, чем болеть, а как болеть. Смысл – это всего лишь ориентир жизни, он не должен быть реализован полностью. Между смыслом и бытием должно быть напряжение.

3. Смысл жизни каждого человека существует объективно, он предзадан, а не создается отдельным человеком – смысл реализуется человеком, важно только его определить, найти через исследование собственного внутреннего опыта (в этом радикальное отличие В. Франкла от других экзистенциальных психологов). Смысл не может быть придан другим человеком (например, психологом).

Существует три основных источника индивидуального смысла бытия:

1) ценности творчества (что-то дать жизни);

2) ценности переживания (что-то взять от жизни);

3) ценности отношения и страдания (позиционировать себя по отношению к своей судьбе, принимая её неизбежность).

Ценность творчества чаще всего реализуется человеком в работе. Смыслом здесь является не сама работа (сам работа может означать бегство в пустоту, в социальную, лишенную смысла, область), а то, как человек ее выполняет, как использует свои уникальные качества. Если работа рутинна, то смысл творчества может быть обнаружен в досуговой деятельности.

Ценность переживания чаще всего реализуется в любви как форме личностного общения, диалога. Ценность переживания может быть реализована через восприятие красоты. Ценностью могут стать и переживания в прошлом, а не только в настоящем. Главное, чтобы в этой жизни были своеобразные переживания (не столько объективно, сколько даже в фантазии, или человек верит, что они были).

Ценность отношения к судьбе заключается в отказе от стремлений изменить то, что не поддается изменению (в социальной сфере, потому что во внутренней человек всегда сохраняет возможность быть свободным), а также через страдание. Обращаться к этой ценности можно только тогда, когда анализ опыта демонстрирует невозможность изменения. В тех случаях, когда неблагоприятные события могут стать обратимыми, стоит обратиться к ценности переживания (страдания). Ценности установки связаны с трагической триадой человеческого бытия: боль, смерть, вина (все три связаны с конечностью существования и ведут к полному и абсолютному одиночеству). Боль, смерть и вина – неизбежны, надо иметь мужество их принимать, и воспринимать это принятие в качестве достижения. Например, можно раскаяться в содеянном, ведь изменить его уже нельзя. Смерть неизбежна, но сохраняется то, что было уже создано.

Техники, используемые в логотерапии для состояний утраченного смысла (экзистенциального вакуума – утраты привлекательности жизни).

А. Углубление осознания своей экзистенции.

1. Объяснение (недолговечность не есть утрата смысла, а наоборот, его приобретение).

2. Советование в виде максим (кратких принципов). Например: «Живите так, будто Вы живете второй раз, и в своей первой жизни действовали так же неправильно, как сейчас». Эта максима кратко отражает смысл третьей ценности – отношения.

3. Использование сравнений (например, жизнь – это кинопленка, разве можно что-то вырезать, если кадр уже снят).

Б. Фокусирование на поиске смысла.

1. Осознание ответственности за нахождение смысла.

2. Постановка вопроса о смысле.

3. Восстановление контакта с самим собой, с внутренними ощущениями.

4. Увеличение источников смысла.

5. Сократический диалог.

6. Логодрама (воображение себя в конце жизни и подведение итога).

7. Предложение смысла из одной из областей.

8. Анализ сновидений.

Техники, используемые в логотерапии для коррекции навязчивостей и фобий: парадоксальная интенция и дерефлексия.

Парадоксальная интенция.

В основе метода лежит представление о том, что чрезмерное внимание к чему-то выступает причиной возникновения психологической проблемы в виде конкретного страха или навязчивости. Клиентам предлагается делать именно то, чего они боятся. Метод сводится к стремлению привести клиента к такому состоянию, чтобы человек не боролся со страхом, а, напротив, преувеличивал его, доводя до асбурда, высмеивая его самостоятельно, действуя по инструкции психолога. Высмеивать должен не психолог! Клиент должен реализовать инструкцию не избегать пугающего события, а, напротив, пережить его прямо сейчас (или переживать регулярно) в утрированной форме.

Парадоксальная интенция основывается на юморе, благодаря чему у клиента усиливается независимость от внешних форм существования, с которыми связывается страх. Примером спонтанного использования парадоксальной интенции может быть общение фельдшера с пациентом, который боится сдавать кровь из вены:

Пациент: «Я так боюсь этой процедуры, что всегда падаю в обморок, как только вижу кровь!»

Фельдшер: «Так, давайте Вы упадете в обморок до того, как я начну делать у Вас забор крови! Давайте, начинайте, я жду! Ведь Вам все равно придется сдавать кровь, поэтому лучше упадите в обморок до того, как игла окажется в вене, потому что в противном случае я могу повредить вам руки. Ну, что же Вы? Давайте падать в обморок сейчас, покажите мне, как Вы боитесь».

Суть метода не только в изменении взгляда, в замене реакции избегания интенциональными усилиями, а и в использовании юмора с целью ослабления внутреннего напряжения, которое связано с тревогой.

Метод дерефлексии снижает чрезмерное внимание к той или иной стороне социальной жизни через направление на что-то позитивное и игнорирование тревожащего события. Дерефлексия предполагает смещение установок клиента с конечного результата на сам процесс. Она в большей мере подходит клиентам, которые чрезмерно фиксированы на внутреннем мире, внутренних конфликтах, переключая их на внешние цели, в которых может заключаться один из объективно существующих смыслов. Дерефлексия предполагает выход клиента за пределы своей уникальности, своего «Я» с целью нахождения связи между уникальностью и социальностью.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какова центральная идея концепции личности в экзистенциально-феноменологической парадигме?

2. Что такое экзистенциальный страх?

3. Какие способы подавления экзистенциального страха выделяют экзистенциальные психологи?

4. В чем заключается основная цель психологической помощи в экзистенциально-феноменологической парадигме?

5. С какой целью используется юмор или ирония в экзистециальном диалоге?

6. Каковы источники смысла жизни в концепции В. Франкла?

7. Какие техники используются в рамках логотерапии В. Франкла?

Список литературы.

1. 1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. – Киев: Наукова думка, 2003. Стр. 198-240.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000. Стр.140-185.

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр. 56-68