Экономические факторы процесса

Участники процесса

При индивидуальной работе или в небольших фирмах все стадии процесса выполняет один человек, но в крупных фирмах это считается невыгодным: не для всех стадий требуется одинаково высокая квалификация (и зарплата!).

Можно определить некоторые типичные роли участников процесса.

1. Инициатор — человек, который инициировал или заказал работу; часто он же готовит и формулирует постановку задачи.

2. Поисковик — специалист не самой высокой квалификации, проводящий первоначальный направленный поиск необходимой информации.

3. Созидатель — человек творческого плана или серьезный научный работник, способный обогащать процесс новой исходной информацией.

4. Селекционер — специалист несколько более высокой квалификации, чем поисковик, и достаточно знакомый с существом задачи, чтобы отобрать действительно полезную входную информацию.

5. Основной обработчик — специалист (или, если проект крупный, группа специалистов) высокой квалификации как информатик, хорошо понимающий прикладную сторону задачи.

6. «Технический писатель» — специалист, понимающий сущность задачи и умеющий подготовить внятное, технически грамотное и доступное для возможных пользователей описание задачи и полученных результатов.

7. «Пропагандист» — специалист, готовящий материалы для привлечения заинтересованных фирм и лиц, отвечающий за их размещение на сайте фирмы или сам отвечающий за этот сайт, поддерживающий контакты с клиентами.

8. Архивист — специалист фирмы-разработчика или специализированной фирмы, отвечающий за создание архивных копий и поддержание их в таком состоянии, которое позволяет быстро отыскать и восстановить нужный материал.

8. Менеджер — специалист, непосредственно организующий выполнение проекта и взаимодействие участников процесса, ответственный за его финансовое и ресурсное обеспечение, контролирующий своевременность выполнения этапов работы.

Ограничимся здесь перечислением позиций, по которым фирма-исполнитель несет затраты, связанные с реализацией информационного процесса. Сюда входят:

— зарплата штатных и привлеченных внештатных работников (с начислениями);

— оплата возможных разовых консультаций и иных услуг;

— затраты на специальные тренинги для исполнителей (при необходимости);

— затраты на покупку необходимого компьютерного оборудования и программ;

— затраты на покупку информации из платных баз данных;

— оплата услуг связи и доступа в Интернет;

— затраты на покупку расходных материалов (бумага, картриджи и др.);

— оплата коммунальных услуг;

— оплата охраны (если она имеется в фирме или введена для проекта).

Экономическая эффективность информационного процесса как части проекта зависит от соотношения между совокупными затратами и долей оплаты за выполнение проекта, приходящейся на этот процесс.