Области информатики

Объект изучения

Место в образовательном процессе и основные цели дисциплины

Введение

Рецензент

Конспект лекций

Информатика и программирование

(специальность — 351400 Прикладная информатика в экономике, Прикладная информатика в СКС)

 

Санкт-Петербург

 

Кафедра информатики

 

Автор

профессор, кандидат технических наук А. М. Горинштейн

 

профессор кафедры информационных технологий Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор технических наук Ю. М. Панкратов

Дисциплина «Информатика и программирование» открывает цикл профильных дисциплин, предусмотренных специальностями «Прикладная информатика в экономике и «Прикладная информатика в СКС».

Эта дисциплина изучается студентами на I курсе и является логическим продолжением, развитием, углублением и обобщением изучения информатики в школе.

Цели дисциплины:

— расширение мировоззрения и формирование самостоятельного мышления студентов в области информационных подходов к анализу процессов и явлений профессиональной сферы;

— получение систематических знаний об информационных процессах, системах, средствах и технологиях;

— получение систематических знаний об алгоритмизации и программировании прикладных задач;

— приобретение специальных знаний и умений, необходимых для работы в фирмах, организациях или подразделениях информационной сферы.

Ряд важных вопросов, детально изучаемых в параллельных или последующих дисциплинах информационного цикла, в наших лекциях будет лишь кратко обозначен.

Дисциплина изучается в течение учебного года, формы контроля — защита курсовой работы и экзамен (2 семестр).

Понятие, определяемое термином «информатика», имеет два толкования:

1. это научная область, изучающая процессы сбора, классификации, хранения, переработки и передачи информации с ориентацией на использование аппаратных, алгоритмических и программных средств вычислительной и коммуникационной техники;

2. это область практической деятельности по следующим направлениям:

— исследования и разработки компьютерных и коммуникационных средств, методов и технологий;

— производство технических средств данного предназначения;

— создание программных продуктов разного назначения;

— производство специальных расходных материалов (магнитных и оптических дисков, специальной бумаги, чернил и порошков для печати и т. п.);

— маркетинг аппаратуры, программных продуктов, баз данных, материалов;

— создание и обновление универсальных и специализированных баз данных;

— предоставление доступа к ресурсам Интернета;

— консультационные и сервисные услуги корпоративным пользователям по оснащению фирм информационными системами и по их эксплуатации;

— правовое обеспечение информационной деятельности;

— финансово-экономическое обеспечение информационной деятельности;

— популяризация достижений и проблем информатики в СМИ;

— массовая подготовка пользователей в области компьютерных технологий.

Объединяя рассмотренные выше области и направления, будем говорить о профессиональнойдеятельности винформационной сфере.

Наряду с профессионалами информационной сферы, в ней более или менее активно действует колоссальная армия людей, использующих технические и программные компьютерные и коммуникационные средства, методы и технологии в служебной деятельности, в учебе или для личных целей. Уровень подготовленности таких пользователей варьируется в широком диапазоне: от новичков с практически нулевым багажом знаний и умений до весьма компетентных знатоков, чья квалификация по конкретным вопросам информатики может даже превосходить квалификацию профессионала.

Существенную часть всех ресурсов информационной сферы потребляет именно армия пользователей.