Самооценка и самоуважение

С характером тесно связаны такие личностные образования, как самооценка и самоуважение. Устойчивое мнение человека о своем интеллекте, внешности, положении в обществе называется самооценкой. Выделяют адекватную и неадекватную самооценку. В свою очередь неадекватная самооценка разделяется на завышенную и заниженную. На формирование самооценки влияют многие факторы - отношение родителей и педагогов, положение среди сверстников, интеллектуальные способности, внешние данные и др. Научившись оценивать других, сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, овладевает приемами самоанализа и рефлексии, а также анализирует свои собственные результаты, т.е. оценивает себя.

В свою очередь, сформированная самооценка влияет на уровень притязаний человека - уровень трудностей и целей и задач, которого человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. Как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Соотношение самооценки и уровня притязаний образуют другую важнейшую характеристику характера личности - самоуважение. Самоуважение -это обобщенное отношение личности к самой себе, которое прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратнопропорционально уровню притязания, т.е. чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он себя уважал.