Области применения тестов способностей.

Традиционное применение тестов способностей состоит в использовании их для прогноза будущей профессиональной успешности претендентов на определенную профессию. Можно выделить три основные причины, которые позволяют поставить под сомнение эффективность использования тестов для прогноза профессиональной успешности.

Во-первых, зарубежные тестологи исходили из того, что наличие способностей, выявляемых с помощью тестов, предопределяет успех в каком-то виде деятельности. При этом не проводилось ни психологического анализа способностей, ни научного обоснования применения тестов для выявления этих способностей - они рассматривались лишь как причины количественных результатов по тестам. В связи с этим, многие исследователи указывают на ту неблаговидную роль, которую стали выполнять многие тесты, что сформировало отрицательное отношение к тестированию со стороны многих людей.

Во-вторых, на формирование пригодности к профессии влияет огромное число факторов, и определенный уровень развития способностей не является решающим среди них. Профессиональное становление зависит от многих других особенностей, таких, как мотивация, интерес к профессии, увлеченность и любовь к своему делу. Очень важное значение имеют взаимоотношения в коллективе, где человек начинает свою профессиональную карьеру и т. д. Все эти факторы вообще не могут быть учтены при тестовом обследовании, между тем роль их очень велика и они, могут оказать решающее влияние на формирование профпригодности.

Низкий же уровень развития способностей далеко не всегда является препятствием для овладения профессией, поскольку известны большие резервы развития профессионально важных функций, компенсаторные возможности способностей. Одной и той же эффективности труда можно добиться за счет формирования разных качественно своеобразных структур профессиональных способностей.

Третьей причиной, вызывающей критику применения тестов для прогноза профессиональной успешности, является низкая прогностичность практически всех существующих методов, вернее, их прогностичность находится на недостаточно высоком уровне. Пожалуй, классической в этом плане можно назвать работу П. Торндайка и Э. Хаген, которые разыскали 10 тыс. испытуемых через 13 лет после того, как с ними были проведены тестовые, испытания, на основе которых делался прогноз об их успехах в работе. Авторы собрали данные для 125 групп профессий и проанализировали, какая связь существует между предсказаниями, сделанными на основании данных тестирования, и реальными достижениями субъекта в выбранной профессии.

Основной вывод состоит в том, что не обнаружено никакой связи между оценками по тесту и успехами в профессии. Корреляции низкие, одинаково часто встречаются положительные и отрицательные их значения. В целом исследователи получили коэффициент валидности, близкий к 0.

В связи с этим авторы подчеркивают, что гораздо более обнадеживающие результаты получаются при опоре не на общий результат по тесту, а на тестовый профиль, свидетельствующий об определенной, выраженности отдельных способностей. Например, для бухгалтеров естественным является большая выраженность счетных способностей, для архитекторов - сенсорных (зрительных), для инженеров - общих интеллектуальных. Для профилей, полученных при тестировании представителей определенных профессий, характерны специфические "пики" и "впадины", свидетельствующие об определенной выраженности тех или иных способностей.

Таким образом, тесты, как они применялись и еще продолжают применяться в профотборе, не могут прогнозировать профессиональную будущность людей.

Это, однако, не означает, что они не могут найти своего применения в психологической службе. Области их использования широки, например, для профконсультаций, профориентации, профотбора (в случаях, когда время на профессиональное обучение сильно ограничено, как это имеет место в армии), оптимальной расстановки кадров по рабочим постам, контроля за подготовкой кадров в промышленности и системе профтехобразования, разработки общих и индивидуальных рекомендаций по развитию способностей.

По мнению В.В. Столина наиболее плодотворно применение методов диагностики способностей для контроля за формированием индивидуализированной структуры способностей, которое интенсивно протекает в период школьного обучения и освоения профессии.

При проведении профотбора необходимы доказательств правомерности использования самого профотбора. В частности, он может иметь место, когда профессия предъявляет жесткие требования к таким психофизиологическим особенностям человека, которые мало поддаются развитию, либо в тех случаях, когда время на обучение профессии резко ограничено, а сама профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к уровню квалификации (в частности, ряд военных специальностей).

В профессиях же, где профессионально важные качества развиваются, изменяются, где имеется возможность компенсации одних способностей другими, где успех зависит не от уровня, а от качественного своеобразия способностей, такой отбор не нужен. Психологическое тестирование уместно также для контроля за процессом обучения профессии, для выявления причин отставания работников, нахождения слабых мест, что позволило бы проводить индивидуальное обучение, тренинги, а также для изучения причин травматизма и несчастных случаев.

Важная отличительная особенность отечественных исследований - понимание ограниченности возможностей тестирования в определении профпригодности, стремление к комплексному, системному подходу в изучении закономерностей профессионального становления. Это связано с пониманием профпригодности как такого свойства личности, которое формируется в ходе овладения профессией и всегда является индивидуально-своеобразным.

Что касается перспективы разработки методов диагностики способностей, то наиболее перспективными с точки зрения повышения прогностичности тестовых методов являются, во-первых, ориентировка при разработке тестов на критерий, заданный норматив и оценка тестовых данных по степени приближения к нему, и, во-вторых, опора при оценке результатов тестирования на "профиль профессии", а не на количественный тестовый балл.

При этом необходимо учитывать, что наряду с тем, что профили различных профессий существенно отличаются друг от друга, могут наблюдаться различия внутри профилей одной и той же профессии. Это связано с формированием индивидуализированной структуры способностей профессионалов, отличающихся природными данными (например, сочетаниями основных свойств нервной системы). Такие индивидуальные варианты формирования профпригодности могут быть основанием для описания разных типов профессионалов.

Таким образом, главная задача совершенствования методов психологической диагностики способностей состоит в повышении их прогностической силы. Только в этом случае они полностью будут отвечать своему назначению.