Основы исторического знания

Г.

Учебно-методическое пособие


Печатается по решению Методического совета Выксунского металлургического техникума.

Пособие предназначено для организации самостоятельной и аудиторной работы на лекционных и семинарских занятиях по курсу истории со студентами всех специальностей техникума. Материал распределен по темам, изучаемым в данном разделе курса истории. Данное пособие не заменяет собой учебник, оно является вспомогательным средством изучения тем курса и может быть использовано в качестве краткого конспекта содержащего основную информацию по курсу истории.

 

ГОУ СПО Выксунский металлургический техникум, 2009 ã


Содержание

Содержание. 2

Раздел I. Основы исторического знания. 4

Основы исторического знания. 4

Раздел II. Древнейшая и древняя история. 8

Первобытный мир и зарождение цивилизаций. 8

«От первобытности к цивилизации». 11

Цивилизации Древнего Востока. 13

Греческая цивилизация. Границы цивилизации. 17

Цивилизация Древней Греции. 19

Цивилизация Древнего Рима. 22

Раздел III. История средних веков. 26

Становление христианской цивилизации. «Детство Европы». 26

Этногенез восточных славян. 29

Происхождение славян. 31

Основные этапы становления государства. 33

Принятие христианства. 35

Восточнославянская государственность в 11 – 12 в. в.(Киевская Русь в 11–12 в.в.) 36

Русские земли в XII-XIV вв. Русь и Орда. 38

Русь и Орда. Образование монголо-татарского государства. 40

Первое столкновение монголо-татар с русскими силами — сражение на р. Калка. 41

Борьба русских земель и княжеств с крестоносцами. 45

Формирование российского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы. 47

Раздел IV. История нового времени. 49

Российское государство в 16 веке. Иван Грозный. 49

Российское государство в 16 веке. Иван Грозный. 52

Смутное время конца 16 начало 17 веков. 54

Россия в XVII. 56

Россия в конце 17 – начале 18 века. Петровские преобразования. 58

Сословная политика и сословная структура государства при Екатерине II. 60

Россия в первой половине 19 века. 62

Восстание декабристов. 64

Отмена крепостного права в 1861г. 66

Идейная борьба и общественное движение на рубеже XIX – XX веков. 68

Раздел V. История XX века. 70

Особенности империализма в России. 70

Первая русская революция 1905-1907г.г. 72

Русско – Японская война 1904 – 1905 г. г. 74

Аграрная реформа Столыпина. 76

Россия в первой мировой войне. 78

Свержение самодержавия. 80

Февральская буржуазная демократическая революция. Двоевластие. 82

Октябрьское вооружённое восстание. 84

Почему большевики пришли к власти в 1917г. 86

Борьба советской России за выход из империалистической войны. «Формула Троцкого» 88

Новая экономическая политика НЭП.. 90

Индустриализация страны.. 92

Коллективизация сельского хозяйства. 94

Пакт Молотова – Риббентропа 1939г. 96

Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Основные битвы в ходе войны.. 98

Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Причины неудач. Перевод экономики. Сопротивление в тылу. 100

СССР в 1953-1964 гг. Хрущёвская «оттепель». 102

СССР в середине 60-х – до середины 80-х г.г. Брежневский застой. 104

Конституция- основной закон страны.. 106


Раздел I. Основы исторического знания

 

Что изучает история? (от греч. Historia – рассказ о прошлом)

История изучает прошлое человечества во всём его многообразии и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего развития. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». И действительно, люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы. С появлением письменности открылась более совершенная форма передачи знаний об обществе.

 

Какая главная задача истории?

Прошлое не исчезает бесследно, а продолжает жить в накопленном опыте человеческого общества. Без прошлого нет настоящего. Обобщение и обработка накопленного опыта человечества и есть первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории пытаются воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. В связи с этим наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений в истолковании тех или иных исторических событий. Существуют разные ответы на глобальные вопросы развития человечества. Но при этом всё равно существует объективная истина. Поиск этой истины во все времена является главной задачей историка. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его – важная задача историка.

 

Из чего состоит история?

История состоит из всемирной истории (всеобщей) и истории отдельных стран и народов (отечественная история). История подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. История имеет отрасли: экономическая история, военная история, историческая география и т.д.

 

Всегда ли одинаково объясняли ход исторического процесса?

Историки прошлого объясняли ход исторического процесса или как следствие «божественного провидения» или как результат действий отдельных полководцев и правителей (это провиденциализм – ход истории определяется богом). Но позже ему на смену приходит рационализм (от лат. ratio – разум, ум). Здесь исторический процесс имеет другие причины – это воля человеческого разума. В 18 веке исторические знания стали превращаться в науку. Ход истории стали объяснять в зависимости от природно-климатических факторов, уровня просвещения общества, системы законов, нравов, обычаев и т.п. Внимание историков стали привлекать промышленность, финансы, торговля.

 

Какие существуют источники изучения истории?

Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательство выводов – обязательная черта любой науки, в том числе и истории. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни , все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы или класса исторических источников:

1. Вещественные

2. Письменные

3. Изобразительные

4. Фонические

В связи с этим существуют науки и вспомогательные дисциплины, которые помогают историку раскрывать полную картину исторического процесса.

 

Какие это науки и дисциплины?

ü Археология – это наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Она исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, украшения) и целые комплексы (поселения, могильники), которые открываются археологическими раскопками. На основании этого археология восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

1. Как вы объясните важность археологии?

2. Бесспорны ли выводы, которые делают археологи?

ü Лингвистика – наука, изучающая сходства и различия языков. С развитием человечества возникает язык, как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих обществ и их слабая связь приводят ко все большему обособлению языков. Эту сферу человеческой истории изучает лингвистика.

ü Письменные источники: с развитием человечества усложняется жизнь людей, для облегчения жизни человек изобретает письменные знаки – деловые записи, законы, переписка и т.д.

ü Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство и денежное обращение.

ü Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников (материал, чернила и т.д.)

ü Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий.

ü Геральдика – вспомогательная дисциплина, изучающая гербы.

ü Сфрагистика – изучает печати.

ü Метрология – изучает развитие системы мер, денежного счёта и единиц налогового обложения.

 


Раздел II. Древнейшая и древняя история