Тампонирование негерметичных резьбовых соединений обсадных колонн.

Тампонирование

Работы по устранению негерметичности обсадных колонн включают изоляцию сквозных де­фектов обсадных труб и повторную герметизацию их соединительных узлов (резьбовые соединения, стыковочные устройства, муфты ступенчатого цемен­тирования)

· Останавливают и глушат скважину.

· Прово­дят исследования скважины.

· Проводят обследование обсадной колонны.

· Выбирают технологическую схему проведе­ния операции, тип и объем тампонажного материала.

· Ликвидацию каналов негерметичности со­единительных узлов производят тампонированием под давлением.

· В случае достоверной информации о негерметичности резьбового соединения используют метод установки металлического пластыря.

 

· В качестве тампонирующих материалов исполь­зуют фильтрующие полимерные составы, образующие газонепроницаемый тампонажный камень или гель.

· Использование цементных растворов для работ указанных выше запрещается.

 

В случае если в скважине межколонных проявлений не наблюдалось, а негерметичность вы­явлена при гидроиспытании, башмак НКТ устанав­ливают на 5—10 м выше искусственного забоя или цементного моста, расположенного над интервалом перфорации. В качестве тампонирующего материала ис­пользуют гелеобразующие составы.

При не установленном интервале негерметичности обсадной колонны применяют метод тампонирования под давлением с непрерывной (или остановками) прокачкой тампонирующей смеси по затрубному пространству.

В случае, если в процессе эксплуатации на­блюдались межколонные проявления, после отклю­чения интервала перфорации башмак НКТ устанав­ливают на 200-300 м выше нижней границы предпо­лагаемого интервала негерметичности.

В случае если величина межколонного дав­ления больше 4 МПа, в качестве тампонирующих ма­териалов допускается использование отверждающихся составов.

В фонтанирующих скважинах допускается применение извлекаемого полимерного состава.

 

Изоляцию сквозных дефектов обсадных ко­лонн осуществляют, если:

· замена дефектной части колонны или перекрытие ее трубами меньшего диаметра технически невозможны;

· зона нарушения обсадной колонны расположе­на более чем на 500 м выше интервала перфорации. В этом случае устанавливают дополнительный цемент­ный мост высотой не менее 5 м в интервале на 20—30 м ниже дефекта.

При наличии в колонне нескольких дефек­тов тампонирование каждого дефекта производят пос­ледовательно сверху вниз, предварительно установив под очередным нарушением на расстоянии от 20 до 30 м разделительный мост высотой не менее 5 м.

· При приемистости дефекта колонны более 3 м3/(ч • МПа) предварительно проводят работы по снижению интенсивности поглощения.

· При приемистости 0,5 м3/(ч • МПа) в каче­стве тампонажного материала используют полимер­ные материалы.

При тампонировании под давлением лиш­ний объем тампонажного раствора из зоны дефекта не удаляют.

На период отверждения тампонажного материала скважину оставляют под избыточным давлением от 40 до 60% от достигнутого при продавливании тампонажного раствора.

Определяют местоположение установлен­ного моста и разбуривают его, оставляя толщиной не менее 3 м над дефектом.

 

Перекрытие дефекта обсадной колонны тру­бами меньшего диаметра производят в случаях, если:

· замена дефектной части обсадной колонны тех­нически невозможна;

· метод тампонирования не обеспечивает необхо­димой герметичности обсадной колонны;

· обсадная колонна имеет несколько дефектов, устранение которых технически невозможно или эко­номически нецелесообразно;

· по условиям эксплуатации скважины допуска­ется уменьшение проходного сечения колонны.

Оценка качества работы:

· При испытании отре­монтированного интервала газом межколонные про­явления должны отсутствовать;

· качество РИР без отключения перфорирован­ной зоны оценивают по результатам изменения меж­колонного давления при освоении и эксплуатации скважины;

· при определении показателя долговечности (сред­него срока службы изолирующего тампона) устанав­ливают ежемесячный контроль за эксплуатацией сква­жин.