Социальная установка и роль личности в группе.

Социальная установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении (Д.Майерс).

Для обозначения социальной установки используется термин аттитюд (Attitude, У.Томас и Ф.Знанецкий, 1920 г.):

1. определенное состояние сознания и нервной системы;

2. выражающее готовность к реакции;

3. организованное;

4. на основе предшествующего опыта;

5. оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Функции аттитюда: приспособительная (аттитюд направляет личность к объектам, которые служат достижению его целей); функция знания (аттитюд дает указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту); функция выражения (аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождения от внутреннего напряжения); функция защиты (аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности).

Структура социальной установки (М.Смит, 1942г.):

- когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки;

- аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему;

- поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту.

Изменение социальных установок:

В бихевиористской модели эти изменения объясняются принципом научения, т.е. аттитюды изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и и наказаний, можно менять и характер социальной установки.

В когнитивной модели используются теории соответствия, т.е. изменение социальной установки происходит, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие.

Г.М.Андреева полагает, что социальная установка может изменяться, в том числе из-за развития самой личности, т.к. изменения активной позиции личности приводит к изменению социальной установки.

(А.Л.Журавлев)

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «личность».

2. Раскройте социально-психологическую структуру личности.

3. Что такое «духовный потенциал личности»?

4. Какова природа духовного потенциала личности?

5. Что отражает индивидуально-психологическая сторона личности?

6. С чем связана мировоззренческая сторона личности?

7. Что выявляет социально-психологическая сторона личности?

8. Что такое «социализация личности»?

9. Раскройте содержание социализация как процесса и результата усвоения человеком социальных связей.

10.Какие выделяют факторы социализации?

11.Какие выделяютстадии социализации личности?

12.Раскройте социально-психологические механизмы социализации.

13.Что такое аттитюд?

14.Какова структура аттитюда?

2 Модуль. Психология социальных сообществ

Тема 2-1: Общность как социально-психологический феномен.

План лекции. Понятие, природа и функции психологической общности. Классификация социально-психологических общностей. Психология эпохи, народа, этноса.

Цель лекции: Изучение понятия общности в социальной психологии.