Социальная установка и роль личности в группе.
Социальная установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении (Д.Майерс).
Для обозначения социальной установки используется термин аттитюд (Attitude, У.Томас и Ф.Знанецкий, 1920 г.):
1. определенное состояние сознания и нервной системы;
2. выражающее готовность к реакции;
3. организованное;
4. на основе предшествующего опыта;
5. оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Функции аттитюда: приспособительная (аттитюд направляет личность к объектам, которые служат достижению его целей); функция знания (аттитюд дает указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту); функция выражения (аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождения от внутреннего напряжения); функция защиты (аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности).
Структура социальной установки (М.Смит, 1942г.):
- когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки;
- аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему;
- поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту.
Изменение социальных установок:
В бихевиористской модели эти изменения объясняются принципом научения, т.е. аттитюды изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и и наказаний, можно менять и характер социальной установки.
В когнитивной модели используются теории соответствия, т.е. изменение социальной установки происходит, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие.
Г.М.Андреева полагает, что социальная установка может изменяться, в том числе из-за развития самой личности, т.к. изменения активной позиции личности приводит к изменению социальной установки.
(А.Л.Журавлев)
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятия «личность».
2. Раскройте социально-психологическую структуру личности.
3. Что такое «духовный потенциал личности»?
4. Какова природа духовного потенциала личности?
5. Что отражает индивидуально-психологическая сторона личности?
6. С чем связана мировоззренческая сторона личности?
7. Что выявляет социально-психологическая сторона личности?
8. Что такое «социализация личности»?
9. Раскройте содержание социализация как процесса и результата усвоения человеком социальных связей.
10.Какие выделяют факторы социализации?
11.Какие выделяютстадии социализации личности?
12.Раскройте социально-психологические механизмы социализации.
13.Что такое аттитюд?
14.Какова структура аттитюда?
2 Модуль. Психология социальных сообществ
Тема 2-1: Общность как социально-психологический феномен.
План лекции. Понятие, природа и функции психологической общности. Классификация социально-психологических общностей. Психология эпохи, народа, этноса.
Цель лекции: Изучение понятия общности в социальной психологии.