Тест № 11.

План

Лекция 11. Форма государства

1. Понятие формы государства.

2. Форма государственного устройства.

3. Государственный (политический) режим.

Литература

1. Аргон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

2. Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 1992.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

4. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд. – М., 1995.

6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1995.

7. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

8. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996.

10. Федерация в зарубежных странах. – М., 1993.

11. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // ГиП. – 1997. - № 1.

12. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // ГиП. – 1994. - № 8,9.

13. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // ГиП. – 1994. - №1.

14. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. – М., 1994.

15. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. – М., 1993.

1.1. Понятие и элементы формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Форма государства– это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства охватывают:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. Большие и многонациональные – федеративными.

1.2. Монархическая форма правления: понятие, основные черты и разновидности

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (царю, королю, императору, шаху), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Монархии бывают двух видов: неограниченная (абсолютная) и ограниченная.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монархи – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся некоторые монархии Среднего Востока: Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. В странах современного мира встречаются две разновидности ограниченной монархии: дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической монархии есть конституция и парламент, без участия которого не могут приниматься законы. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. К дуалистическим относятся монархии Иордании, Марокко, Непала.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически является главой государства, но участие в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. прямо запрещает ему это, а в других странах, например, в Великобритании монарх лишен властных полномочий на основе конвенциальных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики. Правительство в этой монархии ответственно только перед парламентом. Монарх либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам (Япония), либо не применяет его (Великобритания).

Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен назначаемым им генерал-губернатором. На деле же его кандидатуру называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент.

1.3. Республиканская форма правления: понятие, основные черты и разновидности.

Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республиканской формы правления:

- выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государства;

- осуществление государственной власти от имени народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республики принято делить на президентские и парламентарные. Особое распространение получила президентская форма правления. В Африке, например, до 90-х годов ХХ в. совсем не было парламентарных республик, нет их и в Латинской Америке.

Президентская республика характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками.

Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий, отдельные страны Латинской Америки, Азии и Африки получили название суперпрезидентских республик.

Парламентарная республика характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность.

Президентская и парламентарная формы правления являются так называемыми «чистыми» формами правления. Им присущи определенные недостатки. Так, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

Особая форма республики – теократическая республика, где правит мусульманское духовенство – существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль и грает Руководитель государства (рахбар) – высшее духовное лицо, которое подбирается мусульманским Советом экспертов.

1.4. Смешанные (нетипичные) формы правления

Наряду с типичными «чистыми» формами правления в некоторых странах современного мира существуют нетипичные, смешанные формы правления.

Во-первых, это полупрезидентская, полупарламентарная республика, которая в 1958 г. возникла во Франции. В этой республике президент является центральной фигурой всего государственного аппарата. Законодательные полномочия парламента ограничены: в конституции есть перечень проблем, по которым он может принимать законы. Все остальные вопросы решаются на основе применения регламентарной власти: президентом, правительством, министрами; исполнительная власть издает, по существу, акты с силой закона. Президент рассматривается как арбитр в государстве. Он выносит на референдум любой вопрос, минуя парламент, и обнародует затем решение референдума в качестве закона. Он председательствует на официальных заседаниях правительства. В то же время назначенное президентом правительство представляется нижней палате парламента, излагает свою программу и просит о доверии. Парламент может также принять резолюцию порицания правительству, что влечет его уход в отставку.

Во-вторых, это монархия с республиканскими элементами, при которой монарх переизбирается через каждые несколько лет. Такая форма правления существует в Малайзии и ОАЭ.

В-третьих, это республика с монархическими элементами. Впервые пожизненным президентом стал президент Югославии Иосип Броз Тито. Затем такая должность была установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах – в Индонезии; в 70-х - в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике и др. странах. В КНДР сын пожизненного президента Ким Ир Сена – Ким Чен Ир был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г.

2.1. Унитарное государство: основные черты и разновидности

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Формы государственного устройства бывают простые и сложные.

Простой формой государственного устройства является унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Унитарному государству присущи следующие признаки:

- оно имеет единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;

- на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- оно не имеет в своем составе других государств или государственных образований;

- оно состоит из различных административно-территориальных единиц;

- оно имеет вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

- оно допускает национальную и законодательную автономию для проживающих на его территории национальностей;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют его центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Унитарные государства бывают простыми, в которых существуют только административно-территориальные единицы, и сложными, в которых имеются автономии (Финляндия. Украина, Молдавия, Франция, Великобритания и др.)

По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные унитарные государства.

В централизованном унитарном государствево все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием (Индонезия, Таиланд, Болгария, Польша и др.).

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места представителей правительства: в мелких единицах созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, Штаты США, провинции Канады и др.) и часто местные должностные лица.

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) и избранный населением совет – орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муниципалитет) избирает мэра, который занимается управлением (Франция и франкоязычные страны Африки).

2.2. Федеративное государство: основные черты и разновидности

Федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, часть которого (республики, штаты, и т.п.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В настоящие время среди зарубежных стран существуют 23 федеративных государства: 6 в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также созданная 1995 году Сербо-харвато-масульманское федерация в Боснии и Герцеговине), 4 в Азии (Индия, Малайзии, ОАЭ, Пакистан), 6 в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика и США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия), 3 в Океане (Австралия, Попуа-Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии).

В строго научном смысле федерации называют союз государств, основанный на договоре или конституции. По-этому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могу иметь свои конституции, свое гражданство, собственный государственные органы – законодательные, исполнительны, судебные.

Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтон в США, столица Бразилиа в Бразилии), федеральные территории ( например, остров Гуам в США), федеральные владения ( обычно это прибрежные не заселенные острова), ассоциированные государства ( Пуэрто-Рико и др. в США). Они не имеют своих конституций, не представлены в верхней палате парламента.

С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, Эмираты ОАЭ), не субъектов. Во втором случаи в составе федерации есть не субъекты и какие-то элементы асимметрии.

Федерации могут строиться по территориальному ( Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария), национально - территориальному (СССР, ЧССР, Югославия, Бельгия, Эфиопия, Индия, РФ) и комплексно-территориальному Пакистан, Малайзия, Индия) принципу.

Поскольку и федерации в целом, и их субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов. Существуют несколько способов такого размежевания, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов: 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция; 4) остаточные полномочия. Сочетание первых двух способов характерно для США, Канады, Бразилии, Мексики и ряда других стран, первых трех – для ФРГ, Индии, и др., первого и третьего – для Пакистана, Нигерии и др.

2.3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма (конфедерация, содружество, сообщество)

Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и органы которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конституционно-правового регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедерация.

В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу Конфедерации наряду с главами государств-членов, обычно президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государств-членов, которые могут также их отклонить.

В настоящее время конфедераций в мире нет, последняя – Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии в Африке) прекратила свое существование в 1988 г. Ее президентом был по должности президент Сенегала, а вице-президентом – президент Гамбии. Обе эти страны оставались самостоятельными членами ООН.

Незначительные элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, т.к. в некоторых его членах главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке), хотя во многих других государствах имеются собственные президенты (Индия, Кения и др.). Такие элементы присущи и Европейскому союзу, особенно после 1993 г., когда усилились интеграционные процессы. У него есть, в частности, собственный парламент (Европарламент), избираемый непосредственно гражданами государств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполнительные органы. Акты этих органов по некоторым вопросам обязательны для государств-членов.

В меньшей мере элементы конституционного регулирования присущи СНГ, в состав которого, наряду с Россией, входят 11 государств – бывших республик СССР (кроме прибалтийских), а также Содружества четырех государств – Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и России. Они создают общие органы, решения которых по некоторым вопросам могут иметь обязывающий характер (однако на практике это не осуществляется). Более высокая степень интеграции присуща созданному в 1996 г. Сообществу Белоруссии и России.

3. Государственный политический режим.

Политический или государственный режим– это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической государственной власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства определенного типа прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точки зрения, понятие политический режим более широкое, чем понятие государственный режим, так как оно включает в себя не только методы и способы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественно-политических организаций.

Согласно другой точки зрения, эти понятия можно рассматривать как синонимы.

В зависимости от особенностей совокупности методов и средств осуществления государственной власти, различают демократический и антидемократический режимы.

Признаки демократического режима:

1) участие населения в осуществлении государственной власти путем прямой (например, через референдумы) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;

5) господство закона во всех сферах общественной жизни;

6) провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

7) политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8) разделение властей;

9) федерализм в государствах, населенных представителями разных наций, религий и культур.

Антидемократический режим – это такой режим, который олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Антидемократические режимы подразделяются на тоталитарные и авторитарные. В условиях этих режимов правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина практически не защищены, в обществе царит беззаконие. Различие между тоталитарным и авторитарным режимами заключается в том, что при тоталитаризме свободы нет ни в одной сфере жизни общества, а при авторитаризме человек и гражданин лишен прежде всего политических прав, но обладает относительной свободой и правами в экономической, социальной и духовной сферах.

Для России в настоящее время характерен политический режим переходного типа, сочетающий некоторые признаки недемократического и ряд признаков демократического режимов. При этом политическим идеалом российского общества, зафиксированным в Конституции РФ 1993 г., является демократическое, правовое, социальное и светское государство.

1. Тип ограниченной монархии, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной.

1. Сословно-представительная

2. Дуалистическая

3. Парламентарная

2. Тип ограниченной монархии, в которой монарх выполняет представительские функции и лишь частично – исполнительные

1. Сословно-представительная

2. Дуалистическая

3. Парламентарная

3. Тип республики, в которой первым лицом политической иерархии является премьер-министр

1. Парламентарная

2. Президентская

3. Полупрезидентская

4. Тип республики, в которой президент одновременно выступает и главой государства и главой правительства

1. Парламентарная

2. Президентская

3. Полупрезидентская

5. Тип республики, в которой правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом.

1. Парламентарная

2. Президентская

3. Полупрезидентская

6. Форма политико-территориального устройства государства, в котором единые высшие органы власти, единая конституция, единое государство.

1. Унитарное

2. Федеративное

3. Конфедеративное

7. Форма политико-территориального устройства государства, части которого могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие органы власти

1. Унитарное

2. Федеративное

3. Конфедеративное

8. Тип политического режима, при котором свобода отсутствует только в политической сфере

1. Тоталитарный

2. Авторитарный

3. Демократический

9. Тип политического режима, при котором свобода отсутствует во всех сферах жизни общества

1. Тоталитарный

2. Авторитарный

3. Демократический

10. Тип политического режима, в условиях которого происходит сближение субъекта и объекта государственной власти и даже их частичное совпадение

1. Тоталитарный

2. Авторитарный

3. Демократический