Тест № 2.

План

Лекция 2. Основные типы правопонимания и правовые теории

1. Сущность правопонимания и основные подходы к его классификации.

2. Основные типы правопонимания и правовые теории.

Литература

1. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вестник Московского университета (далее - ВМУ). Сер. 11. Право. – 1999. - № 4.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.,1999.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

5. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

6. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

7. Четвернин ВА Понятие права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

1. Важнейшие типы правопонимания

Право является одним из сложнейших и уникальных феноменов. Интерес к нему возник еще в Античном мире и с тех пор не только не ослаб, но даже усилился. Это означает, что проблема правопонимания относится к числу вечных.

Авторы учебника «Теория государства и права» под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997. – С. 217) считают, что правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Как следует из определения, субъектом правопонимания является конкретная личность. Это может быть рядовой гражданин, обладающий минимальными правовыми знаниями, профессиональный юрист, способный толковать и применять правовые нормы или ученый – правовед, занимающийся изучением права. Таким образом, правопонимание субъективно и оригинально, но оно может совпадать у представителей определенных социальных групп, что позволяет его изучать и классифицировать.

Объектом правопонимания может быть право вообще, право конкретного общества в конкретную эпоху, отрасль или институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания – это знание субъекта о своих правах и обязанностях, общих или конкретных правовых дозволениях или запретах, а также их оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

С учетом многообразия представлений о праве, их нужно и можно типологизировать на основе определенных критериев. Так, если в основе классификации лежит особенность решения основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания, то выделяются идеалистический и материалистический типы правопонимания. Первый тип представлен теологическими учениями о праве, второй - различными научными теориями.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования – человеческая природа или государство – различают естественно-правовой и позитивистскийтипы правопонимания. Первый основывается на идее естественных, неотъемлемых прав человека, различении права и закона, естественного и позитивного права. Второй основывается на идее субъективного права, являющегося производным от объективного права, установленного государством, а также на отождествлении права и закона.

В зависимости от того, в чем усматривается основа права – в норме права, в правосознании или в правоотношении – выделяют нормативистский, психологический и социологический типы правопонимания. Нормативизм основан на представлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в законах и иных позитивных актах; что нормы права – издаются государством и в них выражается государственная воля, возведенная в закон; что от норм права зависит возникновение правоотношений, правосознание и правовое поведение.

Для психологического типа правопонимания характерно признание конкретной психической реальности – правовых эмоций человека, которые подразделяются на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Последнее выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное право.

Для социологического типа характерно понимание права, как эмпирического явления, которое нужно искать не в норме права или психике человека, а в реальной жизни. В основу понятия права в этом случае положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона и правосознания не отрицаются, но и не признаются правом Они являются только признаком права, а само право – это порядок в общественных отношениях.

В зависимости от того, отождествляют или различают субъекты правопонимания право и закон, В.С. Нерсесянц и его последователи выделяют позитивистский и непозитивистский типы правопонимания. Позитивисты считают правом любые законы и иные нормативные акты, которые защищаются государством и обеспечиваются силой его принуждения. Субъекты непозитивистского правопонимания различают право и закон, обосновывают приоритет права перед законом.

2.1. Позитивистский тип правопонимания. Классический легистский позитивизм.

Теория классического позитивизма была разработана в конце XIX в., но и поныне сохраняет свое влияние в юриспруденции. Ее создателями были Остин (Англия), Лабанд и Бергмом (Германия), Шершеневич (Россия).

Основные идеи теории:

1) право в научном, а не в идеологическом понимании – это закон; законы содержат абстрактные, общеобязательные нормы, т.е. правила поведения, подкрепленные принудительной силой государства;

2) государство первично, право вторично; право есть продукт законодательной деятельности государства;

3) правоотношения (т.е. отношения, урегулированные правом) возникают только после принятия закона; не может быть дозаконо-творческих правоотношений;

4) отрицание естественных и неотчуждаемых прав человека, признание только основных прав и свобод граждан, установленных (дарованных) законодателем.

Достоинства теории:

- подчеркивает важное значение формально-юридических свойств права;

- обращает внимание на приоритетную роль государства в регулировании важных общественных отношений.

Слабые стороны:

- признает правовыми любые законы, в том числе и нарушающие права и свободы человека и гражданина;

- не признает правовыми отношения, урегулированные договорами частных лиц, при отсутствии соответствующего закона;

- ставит человека в зависимое положение от государства и его аппарата.

2.2. Нормативистская теория права

Эта теория права была разработана в ХХ в. Ен основоположником является Г. Кельзен, австриец по происхождения, создатель первого в мире австрийского конституционного суда, долгое время проживавший в США, где он спасался от нацистов.

Основные идеи теории:

1) право это система (пирамида) норм, на самом верху которой находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем (конституция), и где каждая низшая форма черпает свою законность в норме с большей юридической силой;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования все сферы норм долженствования. Поэтому юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые относятся к праву и должны соответствовать основной норме.

Достоинства теории:

- она верно подчеркивает такое определяющее свойство права как нормативность и убедительно доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

- она органически связывает нормативность с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями, сформулированными в юридических актах;

- она признает большие возможности государства влиять на общественное развитие, так как государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны теории:

- чрезмерное внимание формальной стороне права, игнорирование его содержательной стороны и связи с социально-экономическими и политическими факторами;

- преувеличение роли государства в установлении эффективных норм.

2.3. Социологическая теория права

Эта теория была разработана в ХХ в. Ее основные представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяет право и закон, но в связи с тем, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной теории – теория «живого» права;

3) «живое» право формулируют прежде всего судьи. Они «наполняют» законы правом, выступают субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

- ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

- обоснованно отмечает приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

- хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неравномерного, так как реализация может быть как законной, так и противозаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентности и откровенного произвола со стороны должностных лиц.

2.4. Психологическая теория права

Данная теория была разработана в ХХ в. Ее основателями являются Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи теории:

1) психика людей – этой фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право и государство;

2) понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей;

3) все правовые переживания людей делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть и не связано с первым. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Достоинства теории:

- обращено внимание на психологические процессы, которые являются такой же реальностью, как экономические, политические и др. отношения. Отсюда, вывод, что нельзя издавать законы без учета социальной психологии и нельзя применять их без учета психологических особенностей людей;

- повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

- источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

- слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим, от которых также зависит природа права;

- в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данной теории отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения.

2.5. Естественно-правовая теория

Одной из основных правовых теорий ХХ в. является естественно-правовая теория или теория естественного права. Свою завершенную форму она получила еще в XVII-XVIII вв., в период буржуазных революций. Ее виднейшими представителями были Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяются право и закон, «неписанное», т.е. естественное и позитивное право, т.е. законы, принимаемые государством;

2) отождествляются право и мораль. Такие абстрактные нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретается от рождения, либо от бога.

Достоинства теории:

- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, а в настоящее время – переход от тоталитаризма и авторитаризма к современной демократии;

- в ней верно подмечено, что законы могут быть неправовыми;

- она провозглашает источником прав человека природу или бога, и тем самым «выбивает» теоретическую почву произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

- понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется критерий законного и противозаконного, т.к. определить это с позиций справедливости, представления о которой могут быть разными у разных людей, весьма непросто;

- такое правопонимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть различным у разных людей.

1. Субъект правопонимания

1. Личность

2. Парламент

3. Суд

2. Объект правопонимания

1. Конституция

2. Законы

3. Право

3. Учение о праве, относящееся к идеалистическому типу правопонимания

1. Марксистское

2. Теологическое

3. Философское

4. Учение о праве, относящееся к материалистическому типу правопонимания

1. Марксистское

2. Теологическое

3. Философское

5. Тип правопонимания, основывающийся на различении права и закона

1. Философский

2. Позитивистский

3. Естественно-правовой

6. Тип правопонимания, основывающийся на отождествлении права и закона

1. Философский

2. Позитивистский

3. Естественно-правовой

7. Тип правопонимания, основанный на представлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в законах и иных нормативных актах

1. Нормативистский

2. Социологический

3. Психологический

8. Тип правопонимания, сторонники которого рассматривают переживание личного права как реальное право

1. Нормативистский

2. Социологический

3. Психологический

9. Тип правопонимания, для которого характерно понимание права как эмпирического явления

1. Нормативистский

2. Социологический

3. Психологический

10. Тип правопонимания, в рамках которого разрабатывается концепция права и государства

1. Позитивистский

2. Непозитивистский

3. Философский