Возрастная периодизация детей дошкольного возраста

Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ

ЛЕКЦИЯ 8

 

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ПЛАН:

1. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста

1.2. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

1.3. Средства физического воспитания и формы физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста

2. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста

2.1. Типичные возрастные особенности развития организма человека в период обучения в школе

2.2. Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

2.3. Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста

3. Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях

3.1. Значение, цель и задачи физической культуры студентов

3.2. Структура физической культуры студентов

3.3. Распределение студентов по учебным отделениям

4. Физическая культура взрослого населения

4.1. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека

4.2. Роль физической культуры в жизни взрослого человека

4.3. Виды физкультурно-оздоровительных занятий взрослых

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (пр., за первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к 7 годам – почти втрое), с другой стороны – незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям окружающей среды).

На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.

Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе.

По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды.

С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).

С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.

В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I – новорожденный: 1-10 дней;

II – грудной возраст: 10 дней – 1 год;

III – раннее детство: 1-3 года;

IV– первое детство: 4-7 лет;

V– второе детство: 8-12 лет;

VI – подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII – юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения:

I– преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;

II– дошкольный возраст: 3-6(7) лет;

III – младший школьный возраст: 6(7)-10 лет;

IV – средний школьный возраст: 11-14 лет;

V – старший школьный возраст: 15-18 лет.

Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разделение общеобразовательных учреждений на ясли, детский сад, школу.

Следует отметить, что продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям, поскольку как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологическими и социальными факторами.