Судебная власть

Исполнительная власть

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, назначение которых состоит в организации практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации.

В России система исполнительной власти представлена следующими органами:

— Президент Российской Федерации

— Правительство Российской Федерации

— Государственная администрация

— Органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

Все они наделены правом от имени государства:

— решать,

— командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

— назначать;

— осуществлять легитимное принуждение;

— замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

— отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

— расходовать вверенные ресурсы;

— контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

— разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

 

Органы судебной власти

— разрешают правовые споры между конкретными лицами,

— рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов— Конституции, подзаконных нормативных актов— законам, так называемый нормоконтроль),

— в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором.

— выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Высшие федеральные суды:

— Конституционный Суд.

— Верховный Суд

— Высший Арбитражный Суд.

Принцип разделения власти не гарантирует равновесия и равносилия ее ветвей внутри политической системы. В большинстве стран мира, исполнительная власть так или иначе доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она не имеет ни своего аппарата насилия (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для претворения своих решений.

Таким образом, равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга.