Система ценностей рыцарского образования

Сказанное выше об освобождении от шовинистической идеологии государства (общины) не означает собой свободы от идеологии вообще.

«Книга о рыцарском ордене». Рамон Льюль 1275 г.

«Рыцарь обязан поддерживать и защищать святую католическую веру, ради которой Бог Отец послал своего Сына воплотиться через Пресвятую Деву Марию, Владычицу, и восславить веру, приняв многие унижения, страдания и мученическую смерть. Отсюда следует, что, подобно тому как Господь Бог возложил на клириков обязанность поддерживать святую перу Священным писанием и послушничеством, донося ее до неверных с таким пылом, чтобы те были готовы умереть за нее, Вседержитель обязал рыцарей силой оружия покорять и подавлять неверных, неустанно пытающихся разрушить Святую) Церковь».

<...>

«Обязанностью рыцаря являются поддержка и защита его природного господина, коль скоро ни монарх, ни король, ни иной высокородный барон не мог бы лишь собственными силами вершить справедливость среди вверенного ему народа. Отсюда следует, что, откажись весь народ или кто-то в отдельности выполнять распоряжения своего монарха или короля, рыцарь обязан встать на защиту своего господина».

 

Насколько глубоко проникают в нас эти ценности?

Ответ на этот вопрос дает тот факт, что забыться может практически все полученное в школе, но на всю жизнь остается главное, о чем мы вспоминаем даже тогда, когда нам становятся безразличны и государство, и общество. Когда мы остаемся один на один со своею собственной душой и с той единственной в ней... И вот тогда:

Я новым для меня желанием томим:

желаю славы я, чтоб именем моим

твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною

окружена была, чтоб громкою молвою

все, все вокруг тебя звучало обо мне…

 

Но громкая молва сопровождает только доблести, подвиги, славу. Поэтому...

О доблестях, о подвигах, о славе

Я вспоминал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.