Библейские свидетельства Онан

Библейские свидетельства (Агарь, Измаил)

 

И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]... <...> Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее...[210]

И это при том, что за перворожденным ребенком закрепляется право на двойную часть наследства, даже если он сын нелюбимой жены.[211]

Мы уже говорили [IV Социология личности-1] о том, что ради устранения угрозы своему могуществу вырезаются целые народы. Ради этого же человек, еще не ставший главой собственного рода, идет на нарушение сакральных законов, чтобы ослабить будущее могущество родов своих братьев.

Так, древний закон гласит: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле».[212] Но вот реальная практика его исполнения:

 

Ир, первенец Иудин [Иуда — один из сыновей Иакова. — Е.Е.], был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.

И сказал Иуда Онану [второй сын Иуды.—Е.Е.]: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.

Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.[213]

Это страшное преступление против обычаев того времени, не случайно священнописатель добавляет: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его».[214]

 

Если враждуют единоутробные братья, разумно предположить, что не сдерживаемая (напротив, часто инициируемая) не питающими друг к другу теплых чувств женщинами вражда среди сводных достигает ничуть не меньшего накала. Меж тем сводных братьев, претендующих на известную часть наследства, не так уж и мало (вспомним о семистах женах и трехстах наложницах Соломона). Надо думать, что и здесь ожидание трогательной братской любви было бы неуместным.

Все это засвидетельствовано и русскими летописями. Вот например.