Природа героя

Культурный герой как агент социализации

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

О традиционно понимаемых агентах и институтах социализации разговор пойдет в следующей лекции. В первую же очередь — о материях, близких к специфике Академии Художеств.

Механизм социализации человека в современном обществе претерпевает качественные изменения. Прежде всего, это проявляется в том, что претерпевает отчуждение ключевой агент социализации — искусство и мутирует сам художник.

Если взглянуть на создаваемого творчеством художника героя, то мы обнаружим в нем явственные черты чего-то неземного, качества, которые описываются понятиями, принятыми при описании необычного, небывалого, невозможного в естественной природе и, разумеется, несвойственного рядовому человеку.

В греческом герое это очевидно, ибо уже по определению он полубог. Впрочем, в более раннем искусстве божественная природа составляла в нем еще больший удельный вес.

Вспомним то, о чем говорилось в предыдущих лекциях. Гесиод называет героя полубогом: Гильгамеш был богом на две трети. Но и в сегодняшнем герое мы видим те же — неземные черты. Нужно только внимательно присмотреться:

— беззаветная преданность (идеалам КПСС, Родине, свободе...)

— неземная любовь,

— презрение к смерти

и т.д. и т.п. и даже в обыкновенной порнографии мы встречаем какие-то ураганные, подчеркнуто небываемые выплески человеческой энергетики...

Все это несвойственно человеку, но без этих избыточностей герой — уже не герой. Он перестает играть воспитательную и социализирующую роль.

В современной культуре герой — это один из нас. Но и сегодня сознание обывателя противится десакрализации героя, и чем менее развита культура социума, тем острее протест против такой дегероизации.

Европа имеет более давние культурные традиции, поэтому ей несвойственно то, что наблюдается в США. Там же правят бал летающие Супермены, Человеки-пауки, спасающие мир Одиночки. Но и эти персонажи одарены совершенно исключительными свойствами, выводящими их из ряда обыкновенных смертных.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть одно ключевое обстоятельство. Все Прометеи и Гераклы, весь круглый стол короля Артура, все христианские святые... Супермены, Пауки, Боевики-одиночки... словом, никто из героев никогда не возносился над своей нацией. Героя возносит только миф, сам он не противопоставляет себя своему народу.

Пусть они и были отмечены какой-то особой благодатью, пусть в их крови и было что-то от неземного, стремились к нам, маленьким, всего боящимся и глупым. Как маленькие, мы прятались в теплом облаке их заботы и защиты. И, как дети же под родительским крылом, под их водительством мы сами становились большими и умными, теми, кому стремятся подражать.