Иерархия организмов и приспособление к самостоятельной жизни

Если на графике декартовых координат построить иерархию живых существ от низших – насекомых, до высших – человека, то по оси У будет возрастать сложность организации психики живых существ; по оси Х – плотность инстинктов.

Закономерность такова: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У насекомых на 100% поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80% поведения – социально приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей.

Вывод: родители – заменители природы, они должны дать ребенку то, что не дала природа; они передают те нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Общество для родителей – открытая книга, из которой они черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем, как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.

Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения – нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда относительна более лучшего или правильного. Для того чтобы иметь способность сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг – фабрика социального опыта, он самый крупный у человека и самый маленький у низших животных. Человеку нужен мозг прежде всего, чтобы победить в индивидуальном отборе и чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющейся вариантной социальной среде.

Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают периоды юности и молодости. Треть своей жизни человек учится жить в условиях общества. Более того, в последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы иллюстрирует на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в максимально сжатое время проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции.