Сущность маркетинговых исследований

Вопросы к теме

ТЕМА 4. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Сущность маркетинговых исследований

4.2. Исследование рынка

4.3. Источники получения маркетинговой информации

4.4. Рынок маркетинговой информации

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи разрешаются в процессе комплексного маркетингового исследования?

2. Как осуществляются маркетинговые исследования?

3. Какие предпочтения направления маркетинга являются предпочтительными за рубежом?

4. Что является объектом маркетинговых исследований?

5. Какой порядок исследований рынка может быть?

6. В чем суть проблемы управления маркетинга?

7. Суть проблемы маркетинговых исследований.

8. Первичная информация в процессе маркетинговых исследований.

9. Вторичная информация в процессе маркетинговых исследований.

 

Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

При помощи комплексного маркетингового исследования решаются следующие задачи:

- - изучение характеристик рынка;

- потенциальных его возможностей;

- анализ распределения долей рынка между фирмами;

- анализ сбыта;

- изучение тенденций деловой активности;

- изучение товаров конкурентов;

- краткосрочное прогнозирование;

- изучение реакции на новый товар и его потенциала;

- долгосрочное прогнозирование;

- изучение политики цен.

Для достижения этой цели перед маркетинговыми исследованиями ставятся следующие задачи:

1. сбор, обработка и сводка информации;

2. оценка и анализ конъюнктуры* рынка;

3. оценка, анализ и прогнозирование собственных возможностей фирмы;

4. оценка и анализ возможностей, активности конкурентов (доля конкурентов в сегменте рынка, доля прибыли в цене);

5. постоянные замеры количественных параметров рынка и определение его емкости;

6. прогнозирование спроса (прогноз реализованного спроса + неудовлетворенный спрос);

7. выявление и оценка коммерческого риска;

8. информационно-аналитическое обоснование маркетинговых стратегий и маркетинговых программ;

9. информационно-аналитическое обеспечение стратегий ценообразования;

10. выявление предпочтений и мнений потребителей;

11. оценка эффективности рекламы;

12. тестирование товара (он должен отвечать стандарту рынка, хотя бы среднему);

13. анализ эффективности товародвижения;

14. постоянный контроль над ходом выполнения программ маркетинга.

Маркетинговые исследования подчиняются единым научным требованиям; базируются на общих теориях, методологических принципах и преследуют общие цели. Исследования проводят в зависимости от специализации предприятия и его проблем, не существует единой классификации направлений исследований.

Предпочтительными направлениями маркетинговых исследований по рейтингу зарубежных компаний:

1. Исследование рекламы (эффективность рекламы, реклама конкурентов);

2. Исследование экономики бизнеса (прогнозирование краткосрочных, долгосрочных цен);

3. Исследование корпоративной активности (изучение прав потребителей, социальных ценностей).

4. Исследование продукта (реакция на продукт, конкурентоспособность, дизайн, физические характеристики);

5. Исследование рынка и сбыта (измерение рыночного потенциала, рыночной доли, анализ сбыта, стимулирование сбыта);

Актуальность отдельных направлений исследований может меняться по времени.