ОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА

История знает примеры того, как человек стечением обстоятельств оказывался выброшенным из общества и находил приют у животных.

Московский комсомолец о современных Маугли:[179]

Два года назад в камбоджийских джунглях была найдена женщина, пропавшая почти двадцать лет назад, когда ей было 8 лет. Она совершенно не владеет человеческой речью, боится людей и предпочитает ходить без одежды.

Недавно в джунглях индийского штата Орисса лесорубы обнаружили существо, напоминавшее обезьяну, которое при виде людей бросилось прочь. Однако его поймали, и тогда оказалось, что это… человек. В деревне дикаря опознали. Им оказался Судам Пратхам, который 11 лет назад 12-летним мальчишкой отправился в лес за хворостом и заблудился. Родители были уверены, что сын давно погиб. В деревне человек-обезьяна узнал родной дом. Разговаривать Судам разучился. Правда, врачи считают, что он все-таки вспомнит речь, но процесс этот может стать очень долгим. Юношу на улицу одного не выпускают — он все время порывается сбежать обратно в лес. Однажды он забрался на высокое дерево во дворе. Чтобы снять его оттуда, пришлось вызывать пожарную команду из ближайшего города. Парень не давался в руки пожарным, кусался, прыгал с ветки на ветку.

Другой индийский мальчик по имени Раму 7 лет прожил среди волков. Вернувшись в мир людей, за 14 лет он так и не научился говорить. Единственное достижение — начал кое-как одеваться. Раму подружился с медсестрой психиатрической лечебницы, куда его поместили. В минуты особой нежности он по-волчьи облизывал ее языком. Всю свою недолгую жизнь волчий выкормыш тосковал по лесу, куда его не пускали. В 24 года он умер. Причем до этого успел стать папой— медсестра родила от него ребенка.

Пять лет назад на острове Фиджи был обнаружен 32-летний мужчина, воспитанный курицами. В раннем детстве его, можно сказать, замуровали в курятнике собственные родственники. Поэтому сейчас этот человек ведет себя как самая настоящая наседка: клюет предложенную ему еду, легко запрыгивает на насест, кудахчет и складывает руки за спиной, словно крылья.

К сожалению, и у нас, в России, такие случаи – не редкость. И все они говорят о том, что даже при возвращении в общество эти несчастные так и не адаптируются к нему до конца.

По-видимому, первым, что теряется в таком случае, — это способность к обретению статусов и статусному поведению. Если человек возвращается в общество до истечения какого-то критического срока, еще можно включить в систему знаковой коммуникации, и даже привить ему зачатки статусного поведения. Если позже, – он на всю жизнь обрекается к тому, чтобы руководствоваться инстинктом. В лучшем случае — выполнять элементарные действия по самообслуживанию.

Обретение статуса требует не только накопления знаний, опыта, нравственного авторитета но прежде всего предъявления убедительных доказательств того, что претендент разделяет ценности той группы (той ступени иерархии в группе), которые господствуют в ней. В свою очередь, предъявление доказательств осуществляется в форме выполнения известных ритуалов.

Так, например, соискатель депутатского мандата обязан станцевать ритуальный танец перед своим электоратом. Иногда в буквальном смысле, чтобы подтвердить состояние своего здоровья: Б. Ельцин в период предвыборной кампании танцевал на трибуне, Мао Цзедун устраивал заплыв по реке. Именно для того чтобы показать отсутствие дистанции между ним и избирателем, принадлежность к единой системе ценностей: «мы с тобою одной крови».

Условия обретения статуса: