Реформы в области просвещения

1. Отменена сословность в сфере высшего образования.

2. Предприняты меры в области народного просвещения. С этой целью в 1860 г. в Петербурге и в других городах были созданы так называемые воскресные школы для взрослых ремесленников, мастеровых, вообще для рабочего класса. Учителями в этих школах были добровольцами люди разного звания и состояния, педагоги по призванию, но не педагоги по профессии: офицеры, литераторы, студенты, гимназисты.

3. Реформирована система женского образования. Раньше оно было доступно для девушки лишь в институтах, в закрытых заведениях, обыкновенно с сословным подразделением на отделения «дворянское» и «мещанское».

При этом воспитанниц стали отпускать на каникулы домой, в родную семью, тогда как раньше, однажды переступив порог института, они оставались там на положении заключенных вплоть до окончания курса.

4. Введен новый университетский устав, предусматривавший самоуправление университетов.

5. В 1864 г. создано два типа гимназий: классическая и реальная — те и другие одинаково на положении общеобразовательных. В основу первых было положено знание гуманитарных наук, результаты творческой мысли человека; в основу других — науки естественные, ознакомление с внешним миром — природой во всех ее разнообразных проявлениях.

Однако 7 лет спустя средняя школа подверглась переустройству.

— Реальные гимназии превращены в реальные училища; они становились подготовительной ступенью к получению специальных технических знаний.

— Общеобразовательное значение было признано лишь за классическими гимназиями (они давали право поступать в университеты). При этом доступ в гимназии был открыт всем сословиям.