ВВЕДЕНИЕ

V. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Историческая типология личности-2. Суверенизация личности, освобождение от внешних источников достоинства

Содержание

4. РЫЦАРЬ. ЭТИКА И КУЛЬТУРА РЫЦАРСТВА

4.1. Правовые истоки рыцарства

4.2. Формирование этики и культуры рыцарства

4.3. Мифологизация происхождения героя-рыцаря

4.4. Разрыв с происхождением. Персонализация достоинства

5. ДВОРЯНИН. САМОСОЗНАНИЕ ДВОРЯНИНА

5.1. Правовое положение

5.2. Дворянство шпаги, дворянство мантии

5.3. Новый тип личности

6. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

6.1. Кальвин. Этика капитализма

6.2. Собственность как социальный институт.

6.3. Собственник.

7. РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. НИГИЛИЗМ

7.1. Реформы Александра II

7.1.1. Земская реформа

7.1.2.Судебная реформа

7.2. Развитие реформ

7.2.1. Отмена телесных наказаний

7.2.2. Реформы в области просвещения

7.3. Базаров и Кирсанов

7.4. Базаров и Нечаев. «Бесы»

7.5. «Бесы» и Революция

8. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

8.1. Номенклатура

8.2. «Простой советский человек» как особая разновидность номенклатуры

9. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

9.1. Основные типы личности современного общества

9.1.1. Властный человек

9.1.2. Экономический человек

9.1.3. Теоретический человек

9.1.4. Эстетический человек

9.1.5. Социальный тип личности

9.1.6. Религиозный человек

9.2. Основные формы адаптации личности к новой социальной среде

9.2.1. Конформизм

9.2.2. Ритуализм

9.2.3. Ретризм (изолированный тип)

9.2.4. Мятеж

Тема раздела:

Мы продолжаем рассматривать историческую типологию личности. В представляемой здесь галерее историко-культурных типов может быть прослежена эволюция «героя», т.е. человека, способного принять на себя ответственность за судьбы общества, чувствующего в себе силы и сознающего право устанавливать в нем свои ценности, свой порядок. Именно эти люди определяют вектор развития, окрашивают историю в цвета своей индивидуальности.

В числе этих героев не только цезари и наполеоны. Собственно, цезари и наполеоны — это внесистемные начала, исключения, что-то запредельное. По ним нельзя равняться, они не являют собой пример для подражания. Не случайно позднее европейской культурой будет перенят древнеиудейский обряд миропомазания, который прямо исключал монарха из общего человеческого ряда.

Для рядового же человека важен образец того, кем он мог бы стать сам. Поэтому сюда включаются только те, в ком современное им общество видит реально достижимый пример для подражания, некий «герой нашего времени», пусть и воплощающий в себе лучшие качества человека, но не отрицающий в себе чисто человеческую природу.

В патриархальном обществе это глава рода.

В античное время:

олимпийский герой,

— герой-воин, герой-патриот.

В Средневековье:

— христианский подвижник, «святой»;

— рыцарь, отстаивающий идеал справедливости и добра.

В Новое время — это:

— дворянин,

— «джентльмен»,

— наконец, аккумулирующий заслуги своего рода аристократ.

Именно они формируют тип современной им культуры.

И во все времена — это культурный герой, т.е. основатель новых отраслей экономики, науки, искусства.

Деятельность человека, претендующего на то, чтобы стать личностью, направлена на активное противостояние и опровержение норм существующей общественной организации. Люди стремятся создать новую систему ценностей и новых средств их достижения, что с необходимостью предполагает ломку старой.

С самого начала личность становится своеобразной амальгамой, сплавом:

— собственных качеств человека,

— заслуг его рода,

— принадлежащей ему вещной оболочки.

Ни античная история, ни история раннего Средневековья не знают героя, ставшего таковым исключительно благодаря самому себе. Только переприсвоение чужих доблестей, только присвоение результатов чужого труда делает человека личностью, выделяет его из общего ряда. Размеры этого присвоения, объем присвоенного определяют масштаб личности.

Впервые герой, возникающий из ниоткуда, появляется в культуре позднего средневековья. Типичный его образ — это странствующий рыцарь.