Геродот о каннибализме

При осаде египетского города Пелусия греческие наемники воевали как на стороне фараона, так и против него: часть из них под началом некоего Фанеса изменила. За это, по древней легенде, сохраненной для нас Геродотом, «в гневе на Фанеса за то, что тот привел вражеское войско в Египет, придумали отомстить ему вот как. Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наемники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их над чашей одного за другим. Покончив с ними, наемники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой.[85]

Это не простое запугивание: дескать, и с тобой, Фанес, будет то же, что с твоими детьми. Такое бахвальство только прибавляет злобы врагу, а следовательно, увеличивает его шанс на победу. Здесь другое — отголосок древней магии: «Теперь против тебя, Фанес, будут воевать твои собственные дети!» А вот это и в самом деле может вселить мистический ужас...

Впрочем, осажденные проиграли сражение. Древние ритуалы уже потеряли свою силу...

Однако, даже утратив силу, пережитки древних ритуалов сохраняются и по сию пору. Компьютерные игры одна за другой тиражируют сюжет, когда игрок, побеждая какого-то виртуального противника, забирает его силу или обретает «дополнительную» жизнь. А это ничто иное, как «генная память» о магии, родившейся задолго до становления первых цивилизаций.

В этих ритуалах мы видим, что личность — это не продукт собственного саморазвития. Качества, которые отличают человека от своего окружения, могут быть сообщены ему только извне. (Собственные же усилия лишь помогают этому и не более того.)