Ритуальный каннибализм

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, СООБЩАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО

Одной из первых форм преодоления ограниченности наличного бытия, прорыва в иную форму существования, которая открывает перед человеком новые возможности, является ритуальный каннибализм.

Каннибализм широко распространен вприроде— животные-хищники не упускают возможности утилизировать своих сородичей, даже собственных родственников. Здесь одновременно и регулирование санитарии и обеспечение себя необходимым для выживания.

Первобытные племена, живущие внаше время вджунглях Южной Америки иостровах Океании, пустынях Африки иАвстралии, невидят причин отказываться отлегко доступного животного белка вовремя голода.

Когда европейский путешественник впервые встретил индейцев, живших наОгненной Земле, ипознакомился сихжизнью иобычаями, онузнал опринятом вплемени каннибализме. Путешественник спросил одного индейца, почему вовремя голода впервую очередь съедают старух, анесобак, единственных домашних животных, знакомых племени. Индеец посмотрел набелого человека, как наидиота, иответил: «Собаки ловят выдр, астарухи— нет».

Но с развитием общества характер каннибализма меняется. Он перестает быть средством удовлетворения голода и обретает ритуальный характер. Захваченный в бою противник, обладающий выдающимися достоинствами, съедается победителем. Обычай поедания основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему.

Развитие цивилизации, обретение способности постижения действительности рождает мифологему, согласно которой качества человека имеют род самостоятельного существования. Это некие особые субстанции, способные переходить от тела к телу. К ним, в первую очередь, относятся те, что обеспечивают его превосходство над окружением: силу, бесстрашие, ловкость... Отсюда, различие достоинств человека объясняется тем, что эти субстанции в разной степени концентрируются в людях. Но дело можно поправить, попросту съев ту часть тела, в которой они пребывают.

Пережиток этого ритуала сохраняется еще в Древней Греции. Об этом говорит в своей «Истории» Геродот.