Социальный порядок

Государство и право

Назначение государства – «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.

«Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка».[72]

 

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

2.6. Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы – патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление обществом.

священники-позитивисты; в их ведении – образование, воспитание, исправление преступников.

рассеянная сила – пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

женщины – олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.