Отчуждение культуры

Невозможность отделения «химически чистой» формы необходимого продукта от «прибавочной» составляющей нисколько не противоречит этим выводам. Ведь в конечном счете историческая несправедливость состоит совсем не в том, что от непосредственного производителя отчуждаются обезличенные объемы товарных масс, но в том, что наемный работник остается вне основных достижений культуры и прогресса, в том, что развитие его личности оказывается деформированным.

Не отъятие части произведенного им продукта, но принципиальная невозможность всестороннего развития, необратимое уродование самого человека становится основным пороком разделенного на классы общества. На месте того, что должно было бы стать монадой человеческого рода, то есть микроскопической единицей, вбирающей в себя без исключения все определения последнего, появляется, по меткому замечанию Козьмы Пруткова, раздутый в одну сторону «флюс». В конечном счете все общество становится собранием по-разному деформированных «флюсов» или, выражаясь более жестко, профессиональных кретинов. Профессиональный кретинизм — это:

Ильенков В.Э. о «профессиональном кретинизме»

Профессиональный кретинизм — это: «<...> и следствие и условие товарно-капиталистического способа разделения труда, разделения собственности. Клоун, потешающий публику в цирке, вынужден тренировать себя как клоуна круглые сутки, не зная отдыха, иначе он не выдержит конкуренции с другими, более усердными клоунами и опустится на ступень ниже, наденет униформу уборщика вместо шутовского колпака с бубенчиками. И поэтому он всегда и всюду – только клоун. <...> Точно то же буржуазное общество делает и с банкиром, и с высокооплачиваемым лакеем, и с инженером, и с математиком. Капиталистический способ разделения труда не знает и не терпит исключений. Поэтому профессиональный кретинизм и превращается <...> в норму, даже в своеобразный идеал, в принцип образования личности, соответствовать коему старается каждый, чтобы не погрузиться на самое дно общества, не стать простой, неквалифицированной рабочей силой».[65]

Освободим это высказывание от характерной для того времени идеологической дани и мы получим вполне отчетливое представление о тех последствиях, которые вызывает собой разделение труда. Взятое само по себе, и «капиталистическое», и «социалистическое» разделение ведет к одному и тому же. Другое дело, что социальная политика советского государства до известной степени позволяла смягчать результаты такой «кретинизации», но одно дело лечить симптомы, совсем другое — причины болезни...