Религия как форма отчуждения

Может быть, самым наглядным проявлением феномена отчуждения стало развитие представлений о высших надмирных силах, которые управляют и человеком, и всем тем, что окружает его. Такие представления рано ли поздно рождаются у всех народов. Содержание религиозных верований может варьировать, но все они сходятся в одном: вне человека стоит какое-то властное начало, которое на протяжении всей его жизни все двадцать четыре часа в сутки следит за ним, направляет его, диктует ему образ его действий. Бог, судьба, рок — все это разные имена чего-то одного.

Во всех этих представлениях прослеживается все та же закономерная реакция человека на постепенное противопоставление ему самому его же собственного достояния, его собственной сущности; чем слабей и униженней становится человек, тем могущественней и выше оказываются его боги. «Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Не боги ли?»[31] (Нелишне заметить, что языческие боги — это существа, принадлежащие вещественному же миру; они, конечно, отличаются от людей, но сотканы из тех же, правда, чем дальше — тем более «тонких» материй, но отчуждение развивается также и по этой линии, ибо в конце концов Единая надмирная сущность выносится за пределы всего материального.)

Словом, человеком ощущается какая-то обратно пропорциональная зависимость между его ничтожностью и всемогуществом богов. Поэтому рациональное сознание греков не могло не породить мысль о том, что в своих богах человек воплощает (пусть искривленный мифом, идеализированный) собирательный образ всего того, чего постепенно лишается он сам. Поэтому не случайно, что еще к Ксенофану из Колофона, то есть к VI в. до н.э., восходит мысль о том, что боги — это ничто иное, как измышления человека. Не человек порождается богами, но сами боги — порождение его сознания. При этом каковы сами люди, таковы и их небесные покровители: