Возрастная динамика естественного развития координации

Факторы, обуславливающие проявление координации

Уровень развития координации обуславливается целым рядом психофизиологических качеств:

- функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов);

- наличием образов динамических, временных, пространственных характеристик движений собственного тела и разных его частей в сложном их взаимодействии;

- возможностью запоминать движения и воссоздавать их (моторной памятью);

- пониманием поставленной двигательной задачи;

- способностью к формированию плана и конкретного способа решения поставленной задачи (Бернштейн Н.А., 1966, Пуни А.Ц., 1980).

Значимость того или иного фактора обуславливается разновидностью координации.

 

Различные проявления координации имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. В целом, наиболее высокие темпы её естественного прироста приходятся на препубертатный возраст (с 6-7 до 10-12 лет). В подростковом возрасте координация значительно ухудшается. В юношеском возрасте (к 17-18 годам) – снова улучшается. В дальнейшем: сначала стабилизируется, а затем с 40-50 лет начинает ухудшаться.

Следует отметить, что в уровне развития координации одарённые дети практически не уступают взрослым, чего, разумеется, нельзя сказать про силу, быстроту и выносливость. Так, например, у 7-летних детей зачастую встречаются показатели статического равновесия взрослых людей.