Права женщин

Одним из важнейших достижений ХХ в. можно считать изменение социального статуса женщины, признание того факта, что женщина должна иметь равные с мужчиной права во всех сферах общественной жизни.

Огромная заслуга в утверждении принципа равноправия женщин во всём мире принадлежит ООН. Положение о равноправии женщин закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах, о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах.

В развитии этого принципа в рамках ООН были также разработаны и приняты: «Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951); «Конвенция о политических правах женщин» (1952), «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), которую часто называют Женевской Конвенцией.

В этом документе указывается на то, что дискриминация женщин препятствует экономическому росту и повышению благосостояния всего общества. Конвенция предписывает всем государством признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и развитие общества в целом. В ней также признаётся необходимость изменения сложившихся представлений посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Ещё одна особенность Конвенции заключается в обязательном признании не только юридического, но и фактического равенства, а также важности принятия специальных мер для достижения этой цели.

Между тем следует заметить, что законодательное закрепление равноправия женщин коренным образом не улучшило их положения в реальной жизни. В начале ХХI в. человечество всё ещё вынуждено констатировать тот факт, что ни в одной стране мира женщины не имеют таких возможностей, как мужчины.

Если суммировать наиболее типичные случаи нарушения прав женщин, то можно выделить три основные области, в которых они происходят: дискриминация в реализации экономических, политических и социальных возможностей; неравенство в семейной жизни, в том числе в браке и в принятии репродуктивных решений; гендерное насилие, варьирующееся от насилия в семье до насилия в обществе, со стороны государства и во время вооружённых конфликтов.

В связи с тем, что проблемы, связанные с равноправием женщин, во многих странах достаточно схожи.

Конституция РБ содержит положение о равноправии мужчины и женщины в отношениях. Ст. 32 Основного закона говорит о том, что женщинам обеспечивается предоставления равных с мужчинами возможностей получения образования и профессиональной подготовки, в труде и продвижении по службе, в общественно-политической, культурной и др. сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья. Республика Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций (договоров), предусматривающих улучшение правового положения женщин.

Белорусские женщины могут реализовать свои политические права и тем самым реально участвовать в управлении государством. Удельный вес женщин в республике превышает мужское и составление около 53%. Логично предположить, что органах власти и управления женщины будут предоставлены в соответствии с такими пропорциями.

Законодательную ветвь власти в РБ представляет Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В Палате представителей женщин не более 10%. В верхнюю палату – Совет Республики – избрано от областей и назначено Президентом около 30% женщин. Для сравнения можно провести показатели представительства женщин в парламентах других государств.

В Швеции удельный вес женщин в парламенте составляет 45%, в Финляндии – 39%. Президентом Финляндии совсем недавно избрана женщина.

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров. В настоящее время в его состав входят премьер-министр, 5 его заместителей, 27 министров и 16 председателей государственных комитетов.

Правительство республики, за исключением одной женщины – министра социальной защиты, состоит из мужчин. В аппарате Совета Министров женщины составляют 29,4%, причём только одна из них занимает должность заместителя начальника управления.

Во многих странах женщинам удалось расширить своё участие в политической жизни благодаря информированности общества по гендерным вопросам, лоббированию квот для женщин в партийных и парламентских списках и предоставлению услуг по поддержанию женщин – законодателей.

Для большинства женщин самым болезненным вопросом в этой области является реализация их права на труд. Сравнение образовательного уровня женщин и мужчин, занятых в экономике республики, свидетельствует в пользу женщин.

Женщин, имеющих высшее образование, в республике в 1,4 раза больше, чем мужчин; женщин, имеющих среднее специальное образование, больше в 1,9 раза.

Несмотря на то, что женщины в республике лучше образованы, они работают в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Особенно много женщин среди бухгалтеров. Экономистов, медиков, педагогических работников – наименее оплачиваемых профессиональных групп.

Серьёзной проблемой для женщин является безработица. Большинство безработных в республике – женщины. Их доля превышает 60% среди всех безработных. Сроки безработицы для женщин являются более продолжительными, чем для мужчин.

Ещё одной сферой, требующей защиты прав женщин, является их положение в семье. На женщин в семье ложится большая часть домашней работы, они же наиболее часто подвергаются в семье унижениям, оскорблениям и даже становятся жертвами преступлений.

Насилие над женщиной является одним из проявлений исторически сложившихся отношений между мужчинами и женщинами в обществе и семье, которые привели к доминированию мужчин во всех сферах жизни. В среднем, в мире каждая женщина в своёй личной жизни подвергается насилию. Проблема насилия в семье связана с общим числом лет, проведённых в браке, возрастом женщины, условиями жизни, образованием мужа, образованием самой жизни и др.

Благодаря солидарности женщин и их борьбе за свои права, условия, способствующие нарушению прав женщин, меняются во многих странах мира. Новые политические стратегии и законы обеспечивают признание прав женщин. В основе любой стратегии борьбы с нарушениями прав человека должна быть концепция расширения возможностей женщины. Такие стратегии могут включать следующие компоненты:

Изменение норм общественного сознания. Патриархальные взгляды и традиции входят в число основных препятствий на пути к обеспечению признания прав человека для женщин. Для борьбы с этим явлением необходимы меры в области образования по вопросам прав человека, налаживание партнёрских связей и ведение пропаганды с учётом данной культурной традиции.

Изменение законов и реформ системы уголовного правосудия. Осуществлению прав может способствовать отмена определённых законов, как на национальном, так и на международном уровне. Во многих случаях национальные законы приходится менять или переписывать, особенно для обеспечения гарантий от насилий, создания равных экономических и социальных возможностей и признания прав на землю и наследование имущества.

Выполнение международных соглашений. В связи с принятием Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин изменения были внесены во многие конституции. При осуществлении мониторинга за выполнением Конвенции соответствующие НПО информируют о её нарушении правительствами соответствующие структуры ООН.

Процесс гуманизации общества и утверждения равноправия женщин в политике, в экономике и в семье позволит создать гуманное демократическое общество, в котором мужчина и женщина будут иметь действительно равные права и возможности.