Права национальных и иных меньшинств.

ЛЕКЦИЯ 4 ДИАЛЕКТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

1. Права национальных и иных меньшинств.

2. Права женщин.

3. Права ребёнка.

 

 

В современном мире широко распространена ситуация, когда на территории государства проживают различные народы. Среди всех европейских стран лишь Португалия выделяется практически полным отсутствием национальных меньшинств. Во всех других государствах существуют как преобладающие группы населения со своим общим языком, историей и культурой, так и мелкие языковые, религиозные и национальные общности – меньшинства, насчитывающие иногда до 30-40% от общего числа жителей страны. Защита их прав представляет в настоящее время одну из наиболее острых проблем современности, т.к. недостаточно гибкая политика по отношению к меньшинствам может привести к конфликтам на этнической почве, возникновению очагов напряжённости, погасить которые иногда не удаётся десятилетиями (Страна Басков в Испании, Северная Ирландия в Великобритании и т.д.).

В любой стране мирное сосуществование различных национальных, этнических, языковых или религиозных групп, является позитивным фактом, который служит источником социального и культурного обогащения. Многим государствам удаётся совместить высшие ценности – равенство, недискриминацию, национальную безопасность, территориальную целостность и политическую независимость с уважением и охраной самобытности различных групп своих граждан. Однако сосуществование различных групп не всегда носит мирный характер. Конфликты на этнической почве нередко сопровождаются насилием и разрушением, приводят к ответным действиям репрессивного характера, ставят под угрозу единство государства, на территории которого они происходят, и создают опасность вовлечения в них соседних стран. Всюду, где меньшинством отказывают в правах, нарушаются общепризнанные права человека.

На международном уровне установлены стандарты прав человека, которые распространяются на всех людей, будь то представители меньшинств или другие лица. Кроме того, ООН, принимая меры к поощрению и защите прав человека, неоднократно высказывала свою позицию по конкретным аспектам прав меньшинств. Однако дискриминация, т.е. менее благоприятное отношение к меньшинствам в политической, социальной, культурной и экономической сферах, по-прежнему существует. Она является источником напряжённости во многих частях мира, несмотря на неоднократное осуждение этого явления в международных соглашениях, подписанных всеми членами ООН.

Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека закрепляют в качестве международно-правовых норм в области прав человека принципы недискриминации и равного обращения. Более подробно эти принципы раскрываются в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Принцип недискриминации предусмотрен и в ряде социальных международных соглашений и деклараций, в число которых входят:

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.);

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.);

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);

- Конвенция о правах ребёнка (1989г.);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960г.);

- Декларация о расе и расовых предрассудках (ЮНЕСКО, 1978г.).

Раскрывая основания, по которым недопустима дискриминация, указанные международные соглашения и декларации охватывают если не все, то большинство ситуаций, в которых меньшинствам или их отдельным представителям может быть отказано в праве на равное обращение. Особо важными гарантиями, которые должны обеспечиваться представителями меньшинств, являются признание правосубъектности, равенства перед законом и равная защита закона.

Размах и масштабы дискриминации варьируются, однако события, происходящие в Израиле, Испании, Англии, Турции, России и многих других странах, свидетельствуют, что меньшинства подвергаются значительной дискриминации.

Основные формы дискриминации можно охарактеризовать следующим образом:

Ø Лишение права на участие – манипулирование политическими правами и средствами массовой информации для увеличения большинства в политике, например путём манипуляции с избирательными округами.

Ø Обход принципа господства права – отказ от принципа господства права в период обострения социальной напряжённости, причём жертвами чаще становятся меньшинства, чью лояльность ставит под сомнение большинство. При оценке соблюдения прав меньшинств в демократическом обществе актуальны два вопроса: какие права меньшинств на защиту закреплены в Конституции и насколько эффективно политическая система защищает эти права на практике.

Ø Угнетение – навязывание меньшинствам определённых стереотипов поведения местного населения. Часто язык и культура меньшинств ущемляются или подвергаются запретам. Обострение религиозной нетерпимости в некоторых странах приводит к навязыванию меньшинствам чуждой им культуры.

Ø Обнищание – результат политики большинства, направленной на осуществление своих экономических интересов за счёт меньшинств.

Коренные народы продолжают оставаться наиболее уязвимой группой с точки зрения экономических, социальных и культурных прав как в развивающихся странах, например в Индии, так и в таких промышленно развитых странах, как Австралия, Канада, США.

В Индии в начале 1990-х гг. доля грамотных взрослых женщин среди каст неприкасаемых составляет 24% по сравнению с 39% всех женщин Индии.

В Словакии в 1984г. детские сады посещало 80% детей цыган, к 200 г. – лишь 15%.

Насилие против меньшинств является острейшим политическим вопросом во всём мире. Даже при наличии конституционной защиты меньшинствам может угрожать серьёзная опасность. В Западной Европе составляющее меньшинство (иммигранты) регулярно становятся жертвами насилия и проявления расизма.

Множественность признаков меньшинств (принадлежность к иной этнической группе, конфессии, региону и государству) должна быть признана и справедливо отражена в рамках демократических институтов. В противном случае игнорирование интересов меньшинств может стать причиной конфликтов.

Республика Беларусь – это государство, в котором свыше 20% населения, т.е. каждый пятый гражданин, являются представителями «нетитульных» национальностей. Всего в Беларуси проживают представители 120 национальностей. Наиболее многочисленными являются следующие национальные меньшинства: русские – около 13% от общей численности населения, поляки – около 4 %, украинцы – около 3%, евреев – около 1%. Представители остальных национальных меньшинств не достигают 1% от общей численности населения республики.

В основе белорусского законодательства, регулирующего правовой статус меньшинств, лежит целый ряд норм Конституции. Так, согласно ст. 14 Конституции, государство должно регулировать отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Ст. 15 Конституции возлагает на государство ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси. Согласно ст.16, все религии и вероисповедания равны перед законом. Следовательно, на конституционном уровне гарантированы определённые права национальных меньшинств.

В то же время белорусская Конституция закрепляет и индивидуальные права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Ст. 50 Конституции РБ гласит, что каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследует согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует, в соответствии с законом, свободу выбора языка воспитания и обучения. Согласно ст. 12 Основного закона, Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за национальную принадлежность.

Существенная роль в белорусском законодательстве отводится законам, регламентирующим статус меньшинств. 11 ноября 1992г. был принят Закон «О национальных меньшинствах в РБ», закрепивший целый комплекс прав и свобод для лиц, относящих себя к национальным меньшинствам.