Особенности развития дворянско-буржуазной историографии в начале XX в.
ЛЕКЦИЯ 2
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА (1900 – 1917 ГГ.)
Вступление России в эпоху империализма ознаменовалось, как известно, резким обострением классовых противоречий. На арену общественной борьбы выступил пролетариат, руководимый революционной социал-демократией. В новых условиях либеральная буржуазия, домогавшаяся уступок от правительства, резко поворачивает вправо, встает на консервативные позиции, смыкаясь с помещиками. Отчетливым рубежом в этом процессе стала революция 1905—1907 гг. Дворяне, главная опора самодержавия, стремились всеми силами не допустить ликвидации монархического режима в стране. Ход классовой борьбы обусловил разные политические комбинации между господствующими классами России и разными слоями этих классов, но сущность их была одна — антиреволюционная.
Эти острые, многоплановые и сложные явления в развитии страны в начале XX в. находили отражение в исторической науке. Представители борющихся классов и партий обращались к материалам истории для обоснования своих позиций.
С конца XIX в. стали отчетливо проявляться черты противоречивости и кризисные моменты в развитии официальной, либеральной и мелкобуржуазной историографии, оторванной от реальной жизни своего времени, генезис которой она призвана, была объяснить. Историография оказалась бессильной в понимании ведущих тенденций всемирно-исторического процесса и места в нем России.
Кризисные явления, противоречивость в официальной и либеральной историографии обнаруживались в самых разнообразных формах, являясь сложным и многогранным процессом, который никак нельзя понимать как единодушное движение всех историков «назад» и рисовать одной краской. Шел процесс научного развития, именно развития, а не прекращения движения. В конце XIX в, мы наблюдаем идейный перелом, отмеченный усиленной работой домарксистских историков, активными поисками выхода из идеалистического тупика, идейной дифференциацией ученых.
Часть ученых скатывается на реакционные позиции и идет назад, к старой буржуазной схеме; другая часть мечется в поисках новых решений. И, наконец, часть историков под влиянием идейных побед марксизма тянется к материалистическим решениям, движется, иногда интуитивно, к материалистическому пониманию истории, к материалистической идеологии. Эти исследователи стояли у истоков советской историографии (М. Покровский, Б. Греков, Е. Тарле, С. Бахрушин и др.). В напряженном научном движении и поиске, насыщенном острой идейной борьбой, встречается немало конкретных завоеваний исторической науки, правильных частных решений отдельных вопросов или приближений к ним. Эта характеристика раскрывает непростую картину официальной и либеральной историографии начала XX в.
Одним из проявлений материалистических тенденций в исторической науке было расширение социально-экономической проблематики, которая заняла видное место уже в работах исследователей второй половины XIX в. (В. О. Ключевский). Теперь в начале XX в. занятия социально-экономической историей развились больше, но при этом можно отметить преимущественную концентрацию научного анализа на выявлении отдельных, частных аспектов социально-экономической истории. В этой связи необходимо выделить усиленную разработку писцовых книг и актового материала, их публикацию и приемы обработки. Большинство этих источников относится к XVI—XVII вв. Начинается поиск источников и исследование по вопросам промышленного капитализма.
Наряду с углубленным изучением проблем социально-экономического развития значительно расширилось исследование истории государства и права, представленное в трудах последнего поколения историков «государственной
школы».
Активизация изысканий в области вспомогательных дисциплин, особенно источниковедения, в начале XX в. в разных аспектах отражала определенное поступательное движение научного познания, внося позитивный вклад в методику работы над источниками. Принципиально важно, однако, что уход многих историков исключительно в специальные источниковедческие проблемы, углубленная источниковедческая деятельность значительно опережали разработку общих концепций, крупных исторических тем, теоретическое обобщение фактического материала. Погружение исследователей в узкие проблемы явилось ярким проявлением противоречивости и кризисности официальной и либеральной историографии. В период империализма не создается таких обобщающих многотомных трудов по истории России, как в середине и второй половине XIX в. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский).
Появление многочисленных изысканий по методологии истории в начале XX в.
(А. С. Лаппо-Данилевский, В. Хвостов, Н. И. Кареев и др.) отразило напряженные поиски выхода из обозначившегося идейно-теоретического тупика, стремление что-либо противопоставить материалистическому пониманию истории. Отчетливым рубежом в развитии идейно-методологического кризиса либеральной историографии явилось поражение революции 1905—1907 гг. Именно тогда все чаще начинает звучать мотив невозможности познания прошлого.
Либерально-буржуазные и мелкобуржуазные ученые использовали в борьбе с материалистическим пониманием истории ставшие к тому времени «модными» западноевропейские неокантианские теории позитивизма, агностицизма.
Наиболее последовательным и убежденным сторонником их являлся Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863— 1919). Еще в- 1902 г. он опубликовал в журнале «Вопросы идеализма» работу «Основные принципы социологической доктрины О. Конта», выступив защитником системы неокантианских взглядов. Работа затем легла в основу его труда «Методология истории» (1910—1913), который явился переложением работ немецких неокантианцев Виндельбанда, Риккерта и др. (Даже терминология «Методологии истории» целиком заимствована у них.) Полностью взял автор и деление наук на номотетические и идеографические.
Номотетические науки — это естествознание в широком смысле слова, а идеографические — история в широком смысле слова, то есть история природы и общества. А. С. Лаппо-Данилевский искусственно противопоставляет естественные и собственно исторические науки. Таким образом, автор — противник материалистического положения о неразрывном единстве истории природы и истории общества. Однако самое главное у него состоит в том, что теория исторического познания отрицает реальный исторический процесс. История представляется автором в качестве результата нашего субъективного восприятия. В этом утверждении снова выступает неокантианское отрицание законов истории. Ученый отвергает «номотетическое» построение исторического знания и выступает сторонником «идеографического» познания истории, которую он сводит к науке о «духе». По мнению Лаппо-Данилевского, история имеет дело главным образом с явлениями психологического порядка. Такие рассуждения ведут к отрицанию законов истории. Приведенные факты показывают идейно-теоретический кризис буржуазно-дворянской историографии начала XX в.
А. С. Лаппо-Данилевский, наряду с разрешением теоретических вопросов исторической науки с неокантианских позиций создал труды в области археографии, разрабатывал и конкретно исторические проблемы.
Первые изыскания его по русской истории появились в конце 80-х годов XIX в. В работах «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований» (1890) и «Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII в.» (1890) автор уделяет главное внимание социально-экономической тематике. Однако трактовка проблемы дается с позиций государственно-юридической школы, реальная историческая действительность искусственно подгоняется под безжизненные схемы правовых определений.
А. С. Лаппо-Данилевский утверждает, что история финансов — это ключ к пониманию государственной жизни Московского государства. В финансовой истории XVII в., по его мнению, находится разгадка специфических особенностей русской национальной жизни. В XIV—XV вв. видны только зародыши будущего государства, а в XVI в. обрисовываются важнейшие национальные черты государственного строя. В XVII в. черты государства выступают как типичные. В организации «прямого обложения» на первый план выдвигаются интересы государства, которое выступает как фактор, определяющий все стороны исторической жизни народа и, прежде всего, как сложный механизм податного обложения и раскладки. Московское государство в XVII в. выполняет главным образом функции финансовые, потом судебно-полицейские, а затем — хозяйственные.