Эффекты психологии
Принципы, эффекты и феномены психологии
Лекция 2.
Основные принципы поведения:
1. Стремление к удовольствию, полезности [З. Фрейд, представители экономической психологии, и др.].
2. Стремление избежать неудовольствия, антиполезности, расходов [представители экономической психологии и др.].
Ограничивает эти два принципа принцип реальности.
В психологии эффект – это результат какого-либо действия. Ниже перечислены некоторые из них.
1. Эффект активации страха: если напугать человека негативными последствиями его поведения, то это подействует лучше, чем активация положительных эмоций.
2. Эффект аудитории: а) социальная фасилитация (облегчение деятельности) – повышение скорости, улучшение результатов и продуктивности в присутствии зрителей; б) социальная ингибиция (подавление деятельности) – ухудшение деятельности, мышления в присутствии наблюдателей. Вывод: работа будет идти лучше, если в коллективе существует хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми.
3. Эффект Барнума: люди верят тем, кого они считают специалистами в данной области, в данном вопросе.
4. Эффект бумеранга: люди, получив информацию, советы, призывы, поступают наоборот. Он проявляется: а) когда подорвано доверие к источнику информации; б) нам не нравится человек, который является источником информации; в) когда информации устарела.
5. Эффект первичности:воздействие информации, полученной первой, т. е. по времени раньше другой, оказывается более сильным и продолжительным (для незнакомых объектов). Поэтому очень важно сразу произвести хорошее впечатление.
6. Эффект вторичности:воздействие информации, полученной последней, т. е. позже по времени, оказывается более сильным и продолжительным (для знакомых объектов).
7. Эффект ложного консенсуса: заключается в тенденции переоценивать распространенность каких-либо мнений, нежелательного и неэффективного поведения.
8. Эффект ложной информированности: заключается в тенденции считать, что все всё знают и без объяснений, объявлений, обучения и т.д., – как поступать в том или ином случае [А.Р.Трощий]. Поэтому нужно доводить до людей (в том числе исполнителей) ту информацию, которая нужна им для принятия решений о том, что можно и нужно делать, а что – нет.
9. Эффект ложной уникальности: заключается в тенденции недооценивать широкую распространенность, хороших качеств, правильного поведения.
10. Эффект однородности чужой группы: мы считаем, что члены чужой группы людей имеют более схожие потребности, характеристики и поведение, и они более сплочённые, чем мы.
11. Эффект плацебо: если человек убежден в том, что предлагаемое лекарство очень эффективно, он скорее будет выздоравливать.
12. Эффект простого нахождения поле зрения: это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым людям после их неоднократного появления в поле зрения.
13. Эффект спящего: мы помним сообщения и другую информацию, но забываем источник. Так рождается бессознательный плагиат. Во избежание этого, все идеи нужно подавать начальству в письменном виде, а один экземпляр оставлять себе.
14. Эффект фасада: человек стремится представить себя и своё поведение таким, чтобы оно соответствовало нормам общества, получило одобрение окружающих.
15. Эффект хорошего настроения: когда человек в хорошем настроении, информация воспринимается и запоминается легче и лучше.